Видеть невидимое

Содержимое

Мк. 5:21-24; 35-43

Однажды мои совсем еще маленькие дочери отважи­лись принять участие в придуманном мною «испытании веры». Это началось с того, что восьмилетняя Дженна и шестилетняя Андреа разошлись по противоположным концам гостиной, а мы с трехлетней Сарой, сидя на ди­ване в центре комнаты, остались наблюдать за проис­ходящим.

Дженне предстояло добраться до противопо­ложной стены комнаты с закрытыми глазами. Андреа, исполняющая роль ее поводыря, должна была, находясь на расстоянии, направлять сестру, чтобы та как можно безопаснее добралась до намеченной цели.

Такими подсказками, как «два крошечных шага вле­во» или «четыре огромных шага вперед» Андреа позво­лила сестре успешно преодолеть коварный лабиринт, устроенный из стульев, пылесоса и корзины для гряз­ного белья.

Потом девочки поменялись ролями. И теперь уже Дженна помогала Андреа обогнуть стол, не разбив лю­бимую мамину лампу, и своевременным окриком убе­регла сестру от столкновения со стеной, когда та вместо поворота направо свернула налево.

После нескольких таких одиссей с закрытыми глаза­ми испытание закончилось, и девочки поделились свои­ми впечатлениями.

- Мне совсем не понравилось, - жаловалась Джен­на. - Очень страшно идти, когда ничего не видишь.

- Я боялась, что упаду, - вторила ей Андреа. - Мне пришлось двигаться малю-ю-ю-ю-юсенькими шажками.

Что я мог возразить? Взрослые тоже не любят пере­мещаться в темноте, правда, вынуждены это делать. По­добно Дженне, мы нередко жалуемся на то, как страшно продвигаться вперед, ничего не видя вокруг, и подобно Андреа, мы семеним, чтобы не упасть.

У нас есть повод осторожничать - мы слепы. Мы не видим своего будущего. Мы понятия не имеем, что ждет нас завтра. Например, я вот не уверен, что прожи­ву достаточно долго, чтобы закончить этот абзац. (Уф, выжил!) Но и вы не знаете, успеете ли дочитать его до конца, прежде чем отправитесь в мир иной. (Надеюсь, вы все еще здесь?)

Я говорю не о близорукости или затрудненном обзо­ре, я веду речь о полнейшей слепоте. Я не имею в виду состояние зрения, которое с возрастом меняется не в лучшую сторону. Нет. Я описываю недуг, от которого лишь смерть может нас избавить. Мы слепы и не знаем, что нас ждет в будущем.

Слепота, о которой я говорю, свойственна всем без исключения. Обеспеченные люди слепы наравне с бед­ными. Образованные столь же незрячи, как и необразо­ванные. Известным людям будущее ведомо не больше, чем безызвестным.

Никто не знает, что ждет его детей в ближайшие де­сятилетия, никто не осведомлен о дате своей кончины, никто не может заранее знать, кто станет его второй по­ловиной, да и предвидится ли таковая вообще. Мы все абсолютно и непоправимо слепы.

Мы так же, как Дженна, с закрытыми глазами, на ощупь, продвигаемся в темноте, прислушиваясь к зна­комому голосу. Но с одним отличием: ее окружали дру­жественно настроенные к ней родственники, тогда как наше окружение может быть враждебно, а то и просто опасно. Споткнуться - вот чего боялась Дженна боль­ше всего. Нас с вами подстерегают страхи посерьезнее: рак, развод, одиночество, смерть. И наша попытка пройти, не споткнувшись, равна ве­роятности споткнувшись, не удариться.

Например, Иаир. Вот уж кто действительно поста­рался пройти, не споткнувшись! Между тем, следуя сво­ей такой ровной стезей, он внезапно уткнулся в беспрос­ветно темную пещеру. И ему совсем не хотелось входить в нее одному.

Иаир был начальником синагоги. Нам с вами эта должность ни о чем не говорит, но для современников Христа человек, занимающий такую позицию, безус­ловно, стоял на одной из высших ступеней социаль­ной лестницы. В то время синагога представляла собой центр религиозной, образовательной, административ­ной и общественной деятельности. Глава синагоги был не только религиозным лидером, но и ведущим профес­сором богословия, мэром города и самым известным его горожанином.

Именно таким статусом обладал Иаир: престижней­шая должность, гарантированно защищающая от без­работицы, радушный прием в любом ресторане города, надежная система пенсионного обеспечения, гольф по четвергам и ежегодные полностью оплачиваемые поезд­ки на съезд политической партии для выдвижения кан­дидата на выборы.

Можно ли мечтать о большем? И, тем не менее, Иаир мечтал. Он был вынужден просить еще об одной при­вилегии. На самом деле он был готов расстаться со всем вышеперечисленным ради того, чтобы его дочь осталась жить.

В этой истории Иаир - не дальновидный националь­ный лидер в деловом костюме, а просящий милостыню слепец. Он падает к ногам Иисуса «и очень просит Его, говоря: «Дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива» » (Мк. 5:23).

Он не торгуется с Иисусом («Окажи мне услугу, и я похлопочу, чтобы Ты ни в чем не нуждался»). Он не ставит Ему условий («Тут иерусалимские жалуются на Твои выходки. Давай так: уладишь мою проблему, а я уж позвоню кому надо...»). Он не оправдывается пред Ним («Вообще-то я не паникер, но, видишь ли, Иисус, тут не­большая проблемка»). Иаир умоляет.

В жизни бывают моменты, когда все, что мы можем предложить, - ничто в сравнении с тем, о чем мы про­сим. Для Иаира пробил такой час. Что можно предло­жить в обмен на жизнь ребенка? Игры кончились! Он не торгуется и не притворяется в более чем очевидной ситуации: Иаир не знает своего будущего, а Иисусу оно известно. Поэтому начальник синагоги обращается к Господу за помощью. А Иисус, любящий людей с чистым сердцем, охотно предлагает ее. Бог, понимающий, что значит потерять дитя, оказы­вает Иаиру Свое содействие.

Но прежде чем Иисус приходит Иаиру на помощь, в нашей истории появляется еще несколько действующих лиц - это люди из дома Иаира. «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?» (Мк. 5:35).

А теперь, внимание! Приготовьтесь. Герои истории меняются местами. Теперь не Иаир уговаривает Иису­са, а Он - Иаира. Вместо восхищения Иисус слышит насмешки. И вот при таких обстоятельствах Иисус берет контроль над ситуацией: «Но Иисус, не обращая на них внимания, сказал...» (Мк. 5:36).

Обожаю этот стих! Он отражает важнейший прин­цип, позволяющий увидеть невидимое: не обращать внимания на слова и мнения людей. Игнорировать их, пропускать мимо ушей, притворяться глухим, в крайнем случае, бежать от них со всех ног.

Не слушайте тех, кто говорит, что слишком поздно начать все сначала. Не обращайте внимания на тех, кто пытается вну­шить вам, что из вас не выйдет ничего путного. Пропускайте мимо ушей слова тех, кто считает вас недостаточно умным, быстрым, высоким, важным, - считайте, что вы ничего не слышали. Порой, чтобы поверить, необходимо просто заткнуть уши ватой.

«Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит на­чальнику синагоги: не бойся, только веруй» (Мк. 5:36). Иисус заставляет Иаира увидеть невидимое. Гово­ря «только веруй», Он просит: «Не ограничивай свои возможности, принимая во внимание очевидное. Не прислушивайся к людскому мнению. Не подчиняйся логике, какой бы железной она ни казалась. Поверь, что духовную реальность нельзя увидеть физическим зрением!»  «Доверься Мне, - просит Иисус. - Не бойся, про­сто верь».

Вот история еще одного отца, произошедшая где-то на Багамских островах. Он с той же мольбой взывал к своему младшему сыну, когда пожар, вспыхнувший в их двухэтажном доме, отрезал тому путь к спасению. Семье, включающей отца, мать и нескольких детей, удалось покинуть горящий дом, но младший сын, испу­гавшись, пытался укрыться от огня в детской, на вто­ром этаже. Его отец, стоя под окном объятого пламенем дома, кричал мальчику:

- Прыгай, сынок, прыгай! Я ловлю тебя.

- Папа, я тебя не вижу, - плакал испуганный ма­лыш.

- Знаю, - настаивал отец, - но я-то тебя вижу. Отец видел сына, хотя тот не мог видеть отца.

Похожий пример веры был найден на стене концен­трационного лагеря. Один из узников вырезал на ней такие слова:

 Я верю в солнце, хотя оно и скрыто облаками,

Я верю в любовь, хотя и не чувствую ее,

Я верю в Бога, хотя Он и молчит.

 Я пытаюсь представить человека, вырезавшего эти слова на стене. Закрываю глаза и вижу его изможденную руку, сжимающую осколок стекла или камень, которым он вырезает слова на стене. Я буквально вижу, как он щурится, стараясь разглядеть в темноте каждую наца­рапанную букву. Чья рука смогла оставить такое жизне­утверждающее заявление? Чьи глаза смогли разглядеть свет в столь непроглядном мраке? Единственно верным ответом будет: глаза человека, выбравшего путь - видеть невидимое.

Апостол Павел сказал: «...мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18). Иисус предлагает Иаиру смотреть на невидимое. Сделать выбор: либо доверять фактам, либо восприни­мать ситуацию глазами веры. Когда на нас обрушивается трагедия, мы тоже оказываемся перед подобным выбо­ром и можем смотреть либо на боль, либо на Целителя. Выбор за нами.

Иаир сделал свой выбор. Он выбрал веру и Иисуса... И вера в Иисуса вернула ему дочь. Но это еще не конец нашей истории.

В доме начальника синагоги Иисус и Иаир сталки­ваются с группой плакальщиков. Их стенания приводят Господа в недоумение. Более того, мешают Ему, по­скольку являются проявлением страха перед немину­емой смертью. «Что смущаетесь и плачете? Девица не умерла, но спит» (Мк. 5:39).

В этом вопросе не праздное любопытство, а искрен­нее изумление. Иисус знает, что девочка не умерла, она всего лишь спит. С точки зрения Бога, смерть - кратко­временное неудобство, необходимый шаг при переходе из одного мира в другой. Смерть - это не конец, это начало.

Мальчишкой я больше всего обожал две вещи: игру и еду. Лето было создано для того, чтобы весь день про­водить на бейсбольной площадке, а потом объедаться за маминым обеденным столом. Но у мамы было одно пра­вило. Вспотевшие и перепачканные в грязи мальчишки за стол не допускались. Она всегда встречала нас одной и той же фразой: «Если хотите есть, живо умываться и переодеваться».

Я, как все нормальные мальчишки, не любил умы­ваться и переодеваться. Тем не менее, ни разу ни заявил маме, что, дескать, предпочту смердеть, чем переодеться и поесть! По моим расчетам умывание и переодевание были ничтожно малой платой за вкусный обед.

И для Бога смерть - ничтожно малая плата за приви­легию сидеть за Его столом. «...Плоть и кровь не могут на­следовать Царствия Божия... Ибо тленному сему над­лежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:50- 53).

Как вы догадываетесь, Бог гораздо настойчивее моей мамы. Чтобы сидеть за Его столом, надлежит переодеть­ся. Мы должны умереть, чтобы наши тела были замене­ны новыми. Поэтому, с точки зрения Бога, смерть - это не что-то пугающее, а нечто обещающее награду.

Неудивительно, что Иисус при виде рыдающих и сте­нающих над телом умершей интересуется: «Что смуща­етесь и плачете?» (Мк. 5:39). Для нас смерть - трагедия, для Иисуса - освобож­дение. Конечно же, Его взгляд на происходящее был встре­чен, мягко скажем, скептически: «И смеялись над Ним» (Мк. 5:40). (Когда в следующий раз вас будут высмеи­вать, вспомните, что не вас одного постигла подобная участь.)

А теперь самое интересное: смотрите, как отреагиро­вал Иисус. Он выставил плакальщиков за дверь! Именно так представлено это событие в переводе NCV*: «… и по­том, выставив их за дверь...» (Мк. 5:40). Иисус не попро­сил их удалиться, Он их просто выгнал. Он схватил кого за шиворот, кого за пояс и выставил вон. Реакция Иису­са была решительной и резкой. В греческом оригинале этого стиха используется тот же глагол, что и при описа­нии действий Иисуса в отношении менял и торгующих в храме. Этот глагол встречается тридцать восемь раз в сценах, где описывается бесцеремонное обращение Иисуса с бесами. Но почему? Зачем такое насилие? Откуда такая не­терпимость?

Возможно, ответ будет найден, если мы вернемся к испытанию веры, полигоном для которого стала моя го­стиная. После того как Дженна и Андреа, поменявшись ролями поводыря и ведомого, несколько раз прошли из одного конца комнаты в другой, я решил усложнить ис­пытание неким дьявольским ухищрением. Во время по­следнего перехода через гостиную с закрытыми глазами я подкрался к Дженне сзади и принялся нашептывать ей: «Не слушай голос сестры. Слушай мой голос. Я подска­жу тебе, как дойти».

Дженна остановилась, задумалась и, сделав выбор между двумя голосами, заявила:

- Папа, не мешай, - и, хихикая, продолжила следо­вать указаниям Андреа.

Но я не сдался, вооружившись ложкой и крышкой от кастрюли, я подкрался к дочери с другой стороны, чтобы отвлечь ее громким звуком импровизированного гонга. Дженна подпрыгнула, испугавшись внезапного шума, и остановилась. Андреа, видя, что ее подопечный напуган, сделала замечательный ход. Стрелой пролетев через комнату, она схватила Дженну в охапку и горячо зашептала ей на ухо: «Не бойся, я с тобой».

    Андреа не собиралась позволять какому-то шуму сбить ее сестру с намеченного курса.

    И Бог не собирается позволять какому-то шуму от­влечь нас от уготованного Им пути. Он постоянно занят тем, что отгоняет от нас критиканов и заглушает голоса, пытающиеся держать нас в страхе.

Результат некоторых Его усилий мы замечаем, но в большинстве случаев - нет. Все покажет только вечность. Лишь придя домой, мы узнаем, сколько раз Он уберег нас от завлекающих го­лосов:

    Помешал осуществить перевод больших сумм денег, защищая нас от участия в бесчестном бизнесе.

    Окутал аэропорт туманом, тем самым удалив нас от неблагоприятных обстоятельств.

    Позволил лопнуть шине, лишив нас возможности добраться до отеля и повстречаться с оболь­стительным незнакомцем или незнакомкой.

    И только небеса покажут, сколько раз Он:

Подводил к нам друзей, умеющих любить Бога больше, чем мы.

Открывал двери для нового бизнеса, чтобы нам не пришлось оставлять свою церковь.                    

Помогал нам услышать то послание и на той ра­диоволне, которое было нам так необходимо в тот день, когда мы отчаянно нуждались в Его ободрении.

Запишите и запомните: Бог знает, что мы слепы. Он знает, что мы не рождаемся со способностью жить ве­рой. Мне кажется, что это одна из причин, по которой Он воскресил дочь Иаира. Не ради нее - на небесах де­вочке было бы гораздо лучше. Но ради нас, чтобы мы познали простую истину: небеса видят нашу веру.

И последнее наблюдение, которое я вынес, проведя испытание под кодовым названием «видеть с закрыты­ми глазами».

Я спросил Дженну, как ей удалось рас­слышать направляющий ее голос Андреа, когда я своим назойливым нашептыванием пытался сбить ее с толку? Знаете, что она ответила?

- Я прислушивалась изо всех сил

             Макс Лукадо

Выпуски