Как нам относиться к ветхозаветным апокрифам?

Содержимое

1. Ветхозаветные апокрифы (греч. апокрифос - скрытый, тайный, ненастоящий) нельзя считать Словом Божиим. Они написаны в промежутке времени между Ветхим и Новым Заветом. Основными возражениями против того, чтобы приравнять их по значению к книгам Библии, являются следующие:

1. В них содержатся некоторые противоречащие Библии учения, например, как: прощение грехов через милостыню (Товит 12,9), одобрение магии (Товит 6,9), прощение грехов мертвых по молитвам живых (2 Макк. 12,43-45).

2. Они никогда не были составной частью иудейского канона, т.к. здесь идет речь о более поздних дополнениях. Поэтому апокрифы всегда были предметом спора. На Триентском соборе в 1546 году католическая церковь уравняла апокрифы с Ветхим и Новым Заветами, что следует расценивать как реакцию на Реформацию.

3. Их не цитирует ни один автор Нового Завета, хотя в Новом Завете цитируются все книги Ветхого Завета, за исключением четырех малых книг.

4. Апокрифы сами допускают, что они не безошибочны. В предисловии Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Итак, прошу вас, читайте эту книгу благосклонно и внимательно и имейте снисхождение к тому, что в некоторых местах мы, может быть, погрешили, трудясь над переводом».

Оценка апокрифов: Следует ли полностью отвергать апокрифы? Лютер дал удачную формулировку этим писаниям: «Хотя эти книги и нельзя ставить наравне со Святым Писанием, читать их все же поучительно». Если читать апокрифы, не придавая им значения равного Библии, а относясь к ним, как к исторически примечательным сочинениям  (например, Книги Маккавеев), мы извлечем для себя немалую пользу. Особенно ценной является Книга Сираха, которая затрагивает всевозможные жизненные ситуации, по содержанию и форме приближаясь к библейским книгам о мудрости, не претендуя на то, чтобы ее считали Словом Божиим.

Выпуски