Первое в мире публичное богослужение

Содержимое

                Ч. Г. Сперджен

«Тогда начали призывать имя Господа»  (Быт. 4:26)

  У Адама и Евы родился еще один сын вместо Авеля - Сиф; а у Сифа родился сын, которого назвали Енос. После упоминания о его рождении мы читаем: «Тогда начали призывать имя Господа».

Полагаю, что под этой фразой подразумевается совместное объединение людей для поклонения  Иегове, то есть это было то, что теперь мы называем публичным богослужением. Мы не сомневаемся в том, что первые люди  призывали имя Господа с самого начала. Мы не можем сомневаться и в том, что наш отец Адам и наша мать Ева в божественной благодати раскаялись в своем великом грехе и молили о милосердии и прощении. А раз они делали это, мы вполне уверены, что они не пренебрегали  ни уединённой молитвой, ни совместной. Авель тоже молился. Мы читаем, что он «принес от первородных стада своего» в жертву Богу, «и призрел Господь на Авеля и на дар его». Это было пожертвование верующего, поэтому оно было принято Богом. Полагаю, что Авель часто  поклонялся Богу.

 После рождения Сифа и Еноса существовало уже две семьи, которые жили в страхе Господнем: семья Адама и семья его сына Сифа. Когда родился Енос - первый из длинной цепи потомков, которые дошли до наших дней - люди стали собираться вместе, чтобы поклоняться Иегове совместно; их было еще очень, очень мало, однако именно с того времени «начали призывать имя Господне». Поэтому, если случится так, что две семьи окажутся вместе в каком-нибудь глухом поселке, более того, даже если во всем районе будут только две ваши семьи, вы соберитесь вместе  и помолитесь Господу, как можете. Пусть это будет примером для вас: сначала было только две семьи, пребывающие в страхе Иеговы, однако именно «тогда начали призывать имя Господне».

Для этого не нужно образовывать приход, не нужно основывать христианскую церковь, потому что для этого нужно много людей. Ни для поклонения, ни для того, чтобы Бог его принял, нет необходимости в больших толпах народа, потому что, когда людей было совсем мало, только две, может быть, три семьи на всей земле, «тогда начали призывать имя Господне». Возможно, некоторые из вас не всегда жили в таких местах,  где так много людей может встретиться для поклонения Богу. Очень радостно провести священный день в таком многочисленном обществе: чем больше народа на богослужении Господу нашему, тем радостнее, я уверен в этом. Однако  если вы окажетесь в каком-то удаленном уголке страны или далеко от поселений людей Божьих,  пусть это не мешает вашим встречам друг с другом как христианам и соблюдению установлений христианской религии. Помните, что сказал Господь Иисус: «Где двое или трое встретятся во имя Мое, там и Я среди них». И  вы можете быть уверены в том, что если Он присутствует, то, как бы мало людей ни собралось, это собрание жизненно и законно, и это - церковь в том смысле, в каком это слово употребляется в Новом Завете.

В этом отрывке в то же время приводится особая причина, по которой благочестивые могли призывать имя Господа, потому что в мире существовала и оппозиция. У Каина, как и у Сифа, тоже была семья. Таким образом, в мире было два рода: преемственность благодати принадлежала семье Сифа, а преемственность греха, бунта, наследие тьмы и смерти - семье Каина. Потомки Каина умножились; я не знаю, во что они верили, какую религию исповедовали. Ясно одно -  это не была религия благодати, и этот род постепенно уходил все дальше и дальше от света, все время жил спиной к солнцу. Следовательно, люди Божьи были опечалены тем, что в мире есть и другая семья - семя змея, которое размножается, и считали своим долгом, а также своей привилегией, задавать стандарты поведения для всех тех, кто верил, кто боялся живого и истинного Бога. «Тогда начали призывать имя Господне».

Братья, если что-то и должно заставлять нас смело поклоняться нашему Богу, то это откровенный грех нечестивых; если что-то и заставляет нас держаться вместе, то это присутствие греха в столь многих ближних; если что-то и побуждает нас молиться, то это преобладание скверны вокруг нас. Если что-то и должно дать нам почувствовать, что мы, любящие Господа, должны объединяться в служении  Ему и всё сердце и душу отдать совместной молитве  и совместному поклонению Всевышнему Богу,   это то, что мы слышим богохульство людское и видим бунт людей против Бога. «Тогда начали призывать имя Господне».  Таким же образом, дорогие друзья, должны поступать и вы, верные Его слуги, не смотря на то, как другие отвращаются от путей Его. Чем больше вокруг вас врагов истины, чем больше вы видите господство греха над миром, тем более необходимо часто посещать публичные богослужения, соблюдать все предписания Библии в доме Господа, искренне и  решительно верить, один раз и навсегда освободившись от греха для святости. Мы живем в такие времена, как эти, поэтому нам надо слушать будоражащий призыв и внимать ему:

 Вставай! Вставай для Иисуса!

Труба зовет - ты будь послушен.

Вперед - в жестокой схватке будь готов

Противостать бесчисленным полкам врагов.   

С опасностью пусть храбрость ваша возрастает,

И сила ваша силу вражью побеждает.

 Еще одна мысль поразила меня. Это публичное богослужение было сначала совсем маленьким, однако дожило до сих пор, поэтому даже если церковь Божья в каком-либо месте растет очень медленно и чрезвычайно слаба, не отчаивайтесь и помните, каким было начало. Когда первый поток  публичного поклонения устремился в жизнь, это был крохотный ручеек; это было маленькое собрание, первая церковь Божья, первая община, собравшаяся вместе, чтобы провозгласить, что Иегова - Господь; и эта маленькая община превратилась в тысячу людей, а потом - в могущественный народ. Часто она приходила в упадок, а потом пробуждалась; иногда она была сокрыта, но потом проявлялась; иногда ее сокрушали, но в должное время силой божественной благодати она снова начинала процветать.

Люди по-прежнему продолжают «призывать имя Господне», или, как гласит вариант прочтения, «называть себя именем Господа». Да умножит Господь эти собрания, да дарует благодать еще многим нашим братьям, чтобы они встречались вместе с нами во имя Господа и называли  себя Его священным именем! Так будет исполнено драгоценное обещание Господа, данное древним: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и назовется именем Израиля» (Ис. 44:3-5).

Как в древности люди встречались, чтобы призвать имя Господне, так и мы собираемся вместе, чтобы призвать Его имя в молитве, восхвалить и проповедовать Его Слово, особенно же, чтобы призвать Его имя в Новом Завете и покаяться перед Ним, веруя в Иисуса Христа. «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13). Так, издавна и теперь, люди призывали имя Господне; и если настанут еще более мрачные времена, и число преданных будет все меньше и меньше, всегда останутся те, кто будет призывать Его имя, пока Он не «прийдет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших... Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа» (2 Фес. 1:10-12). Аминь.

Выпуски
Разделы