Актуальность вопросов воспитания

Содержимое

(Окончание. Начало в № 3 за 2007 г.)

 Сегодня греховный мир делает вызов Богу, предлагая антиавторитарный метод воспитания, основанный на том, что дети и молодежь для обеспечения свободы личности могут делать все, что считают справедливым и все что им нравится, а руководство со стороны родителей опасно для детей.

Один из основателей антиавторитарного воспитания  А. С. Нейл (1883-1973) писал: «Я прошу родителей способствовать цивилизации, при которой на новорожденных не следует налагать наказание за грехи. Я прошу вас о том, чтобы удалить все, что делает необходимым искупление. Вы должны ребенку сказать, что он рожден хорошим, а не внушать ему, что он рожден плохим».

«Религия есть вражда против естественной жизни… Порабощенный человек создал себе Бога по собственному образу, а свободные дети, которые вступают в жизнь, исполненные усердия и мужества, могут себе Бога не создавать».

Основные позиции учения Нейла сводятся к следующему:

1. Дети должны быть свободны, поэтому взрослые не имеют права требовать повиновения от своих детей, навязывать свою волю, но должно быть полное равенство между родителями и детьми. Совершение тех или иных действий ребенка должно быть по его желанию, а не по требованию родителей.

2. Не надо поручать детям никакой работы, помощи по дому, пока детям не исполнится 18 лет.

3. Не надо осуществлять духовное и религиозное воспитание, которое несет ребенку только бремя вины.

4. Запретить все наказания.

5. Нужно дать сексуальную свободу детям, воспитывать их в том духе, что беспорядочность в половых связях не является моральной проблемой, а снятие сексуальных запретов приведет к более здоровой жизни. При этом детей, по мнению Нейла, не следует ограждать от порнографических журналов и других подобных материалов.

6. Родители не должны вмешиваться в процесс обучения ребенка в школе, даже если он не успевает, так как это является его сугубо личным делом. Книги не играют роли в обучении, а познание должно быть построено как результат игры и быть только в удовольствие детям.

7. Не следует поощрять детей быть благодарными, говорить «спасибо» и «пожалуйста», потому что вознаграждение ребенка за хорошее поведение унижает и деморализует его, представляя  скрытую форму принуждения.

Влияние гуманизма, рационализма и эволюционизма настолько глубоко проникло в педагогику, что приводит к отрицанию авторитета, но, не признавая никаких авторитетов, человек не будет признавать и Бога.

Сегодня в греховном мире многие ученые умы проповедуют низвержение родительского авторитета. Например, известный педагог Джон Холт написал книгу «Побег из детства», которая принесла большой вред. В «Лос-Анджелес Таймс» на нее появилась такая рецензия: «В своем последнем произведении г-н Холт недвусмысленно проповедует низвержение родительской власти буквально во всех сферах. По его мнению, независимо от возраста, дети должны обладать правами: вести половую жизнь, пить и употреблять наркотики, водить автомобиль, голосовать, работать, владеть собственностью, иметь гарантированный доход, самим выбирать себе наставников, управлять процессом своего обучения, быть юридически и материально ответственными. Короче говоря, Холт выдвигает идею о том, что родители должны полностью отказаться от того главенствующего положения по отношению к своим детям, которое они занимали в течение многих столетий как в нашей, так и в других странах, а также окунуть их или, вернее, позволить им окунуться (когда они захотят) в мир реальной жизни.

Христианский проповедник и специалист по вопросам семьи и брака д-р Добсон так прокомментировал эти нелепые и ложные тенденции в воспитании: «По-моему, это глупость. Способны ли вы, к примеру, представить себе шестилетнюю девочку за рулем автомобиля, который везет ее в офис, где она и ее приятель дошкольного возраста за стаканчиком мартини будут обсуждать вопрос о покупке нового дома? Способны ли вы вообразить сцену прощания отца и матери со своим пятилетним сыном, который решил забрать своего плюшевого мишку и переехать в другое место? Неужели мы вконец рехнулись?»

Ситуация осложняется тем, что эти абсурдные советы и методы были написаны не каким-нибудь никому неизвестным человеком, а являются философским рассуждением одного из самых известных американских педагогов. И на свою книгу он получил огромное количество одобряющих родительских откликов, которые отражают нежелание родителей нести ответственность за воспитание детей, нежелание трудиться для их блага, а также нарастающее безразличие во всем. Такой новый взгляд на воспитание – это не что иное, как бунт против Бога и попытка освобождения родителей от чувства вины за отрицательные последствия воспитания своих детей.

Американский психолог Ричар Фарсон, написавший антиавторитарную книгу «Прирожденные права: Билль о правах для детей», а также другие «учителя» с подобными взглядами вдохновили агрессивную кампанию, которую можно назвать «Марш за права детей». Один из сторонников этого заблуждения так писал об этой книге Фарсона: «Эта книга поможет родителям сформировать новый взгляд на свою роль, который освободит их от чувства вины и сознания полной ответственности за поведение и духовные ценности их детей».

Все эти «взрослые» теории напоминают несмышленого ребенка, который закрыл глаза и думает, что если он никого не видит, то все вокруг не видят и его.

Но Библия не снимает с родителей ответственности за воспитание их детей и напоминает о том, что Господу надо будет давать отчет. Это относится в первую очередь и к верующим людям, к которым предъявляются строгие требования. И если Писание говорит нам об ответственности и необходимости давать отчет уже в этой жизни (1 Пет. 3:15), то насколько выше будет ответственность перед Господом в вечности для детей Божьих, а также для всех людей. «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:17-18).

Во всех странах сегодня действует много школ и пропагандируется много современных направлений по воспитанию детей, но все тише и тише звучит голос Церкви. Это дает соответствующие плоды. Писание говорит: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется» (Пр. 5:22-23).

Господь Иисус Христос дал самый яркий критерий истинности учения – результат.

Мф. 7:15-18 «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые».

Демократия и гуманизм в США ушли в такой абсурд и крайность, что  дети подают в суд на родителей за справедливые наказания и часто одерживают победу. А педагоги, воспитатели и преподаватели не могут произнести укоризненного слова на обнаглевшего ученика, чтобы не лишить его «достоинства» или не оскорбить его «честь» и «свободу».

Рассмотрим с библейских позиций ошибочность и абсурдность антиавторитарного метода воспитания. Этот метод воспитания базируется на трех основных ложных принципах, в которых отрицается родительский авторитет и власть, а утверждается гуманистический принцип безгрешности детей и ограничивается право родителей воспитывать своих детей в духе Библии и христианской веры.

Библия рассматривает власть и авторитет не как какое-то подавление, противоречащее морали, а как руководство, основанное на любви. Если не будет людей, принимающих решений и тех, кто соглашается следовать этим решениям, то в человеческих отношениях неизбежно наступит хаос, путаница, беспорядок. Библия говорит, что «некоторые гибнут от беспорядка» (Пр. 13:24).

Приучая ребенка к смирению, приучая уважать власть родителей, основанную на любви, родители дают ребенку прекрасную подготовку – основание для того, чтобы в более поздние годы он подчинился здравому руководству и подчинился основанной на любви власти Бога. Все это не имеет ничего общего с тоталитаризмом или злобной и враждебной властью, опирающейся на условие, что родители сильнее ребенка. Но Библия призывает к подчинению, повиновению и к ответственности при воспитании:

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:1-4).

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Пр. 22:6).

«Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Пр. 23:22).

Утверждение начальной безгрешности детей, гуманистическое заблуждение, что дети рождаются изначально «хорошими» и только потом приобщаются к дурному посредством плохих отношений с родителями, неправильного воспитания, окружения плохими людьми и т. п. – это еще одно из заблуждений сторонников антиавторитарного метода воспитания.

Со времен французской революции широкое распространение получила идея о том, что человек по своей природе добр, а причины зла, проявляющегося в нем, лежат в недостатке образования или понимания или же обусловлены недостаточным материальным уровнем. Такое превратное понимание человеческой природы приводит к превратному отношению к детям и к превратному их воспитанию, когда родители вместо влияния на внутренний мир ребенка пытаются влиять на окружающую среду ребенка и условия его существования.

Но Библия, наоборот, исходит из того, что каждый человек имеет первородный грех, который будет проявлять себя все время. Чтобы победить грех, победить зло добром, необходимо прикладывать усилия, необходима помощь родителей, имеющих опыт таких побед. Родители, осознающие неизбежность внутренней борьбы между добром и злом в каждом, даже самом милом и замечательном ребенке, будут делать все, чтобы повлиять на выбор своих детей, будут всячески способствовать формированию у них положительных черт характера, будут стараться заложить в них прочную духовную основу. От грешного не может родиться безгрешное, поэтому необходимо исходить не только из того, чтобы не испортить все доброе в ребенке, но и из того, чтобы не дать развиться в нем всему худому.

Рим. 5:12 «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».

Иов 14:4 «Кто родится чистым от нечистого? Ни один».

Иер. 17:9 «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено».

Из всех людей один Богочеловек Иисус был безгрешен. Но Он всегда проявлял послушание Отцу, говоря: «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22:42).

Третье заблуждение сторонников антиавторитарного метода воспитания состоит в том, что ребенок как личность имеет свободную волю, и родители, которые как люди могут ошибаться, не имеют права навязывать детям свои ценности, позиции и верования. Это утверждение основывается на том, что не всякий выбор родителей является правильным. Это так. Но Библия нигде не призывает основываться на человеческой мудрости, а призывает основываться на Слове Божьем, на мудрости Самого Бога, которая абсолютна и вечна. Отцы и матери, будучи христианами, не должны полагаться на свою мудрость, а полагаться на Слово Господа, которое призывает воспитывать в учении и наставлении не человеческом, а Господнем.

Еф. 6:4 «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».

То, что легко достается, то дешево стоит. Все доброе нужно прививать, его нужно достигать, прикладывать усилия, использовать старания родителей и их опыт. Если доброе не прививать, то будет развиваться злое. Другое дело, что авторитет свой и свою власть родители должны использовать с ответственностью и с любовью, не раздражая детей, что также подчеркивается в Еф. 6:4 и Кол. 3:21. Если не ухаживать за садом, он зарастет сорняками и колючками и не даст плода. Подобно этому, родители должны прикладывать усилия, чтобы не дать своему ребенку стать плохим человеком, с любовью «обрезая» все плохое и прививая доброе, даже если это иногда и болезненно. Не надо бояться этих трудов и усилий – они не напрасны.

Гал 6:9 «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».

Христианин также понимает, что идеальные отношения созидают не идеальные люди, а Господь, и он обращается к Его благодати. Абсурдность принципов антиавторитарного метода доказывается всем ходом истории и практикой современной жизни.

Департаментом полиции в Хьюстоне (штат Техас) был составлен шуточный проект под названием «Двенадцать способов вырастить в семье преступника». Этот ироничный документ с юмором показывает всю абсурдность отрицания авторитета родителей и подчеркивает необходимость труда для воспитания доброго в ребенке. Этот проект приводят многие авторы книг по воспитанию детей в качестве иллюстрации того, как нельзя поступать. Вот его содержание:

1. С детских лет не отказывайте ребенку ни в одном его желании. Тогда он вырастет с сознанием, что весь мир обязан ему своим существованием.

2. Услышав от него плохие слова, принесенные с улицы, весело смейтесь. И он станет думать, будто он – прелесть и умница. Кроме того, ваш смех послужит ему стимулом к запоминанию еще более «остроумных» выражений, которые позднее обрушатся на вашу голову.

3. Не заботьтесь о его духовном воспитании. Подождите, пока ему исполнится 21 год, и пусть тогда он сам решает этот вопрос для себя.

4. Избегайте слова «неправильно», чтобы не развить в нем комплекс вины. Когда впоследствии его арестуют за кражу автомобиля, он станет думать, что это общество настроено против него и потому все преследуют его и виноваты пред ним.

5. Подбирайте за ним все, что он разбрасывает вокруг: книги, ботинки, одежду. Вообще все делайте за него, чтобы приучить его любую ответственность перекладывать на других.

6. Позволяйте ему читать все, что под руку попадется. Столовое серебро, с которого он ест, и стаканы, из которых он пьет, мойте тщательно, а душе его предоставьте питаться отбросами.

7. Почаще ссорьтесь в присутствии детей. Это поможет им не слишком переживать, когда семья окончательно развалится.

8. Давайте ребенку на расходы столько денег, сколько он просит. Не допускайте чтобы он сам зарабатывал их. С какой стати вещи будут доставаться ему с таким же трудом, с каким они достаются вам?

9. Чего бы он ни захотел поесть или выпить, какого бы комфорта ни возжаждал, - удовлетворяйте все его плотские желания. Любой отказ может огорчить его, а это вредно для здоровья.

10. Всегда принимайте его сторону в конфликтах с соседями, учителями и полицией, потому что все они настроены против вашего ребенка.

11. Когда же он попадет в настоящую беду, скажите себе (и это послужит извинением): «Я никогда не мог ничего с ним поделать».

12. Готовьтесь к горькой жизни. Вы сделали все, чтобы она наступила.

 Следующий аспект актуальности воспитания – это «информационный терроризм». Сегодня на еще не сформированные и не окрепшие души детей обрушивается столько информации, сколько не знало ни одно поколение. Тенденция информационного роста очень устойчива: телевидение, новые системы коммуникаций, компьютерная техника, Интернет – все это прочно входит в нашу жизнь и от этого практически невозможно отстраниться. Верующие не могут убежать из этого греховного мира на другую планету, но они могут иметь правильное отношение к достижениям науки и техники и использовать их для служения Богу, избегая тех опасностей, которые могут причинить вред и самим христианам и их детям. Поэтому сегодня особенно важно наставить детей с раннего детства, привить им способность отвергать худое и избирать доброе. Простые методы запрета не дадут должного результата, если не будет системной духовной работы с детьми.

Слово Божье дает нам основополагающий принцип в воспитании во все времена и во всех обстоятельствах – исполнение воли Божьей и Его Слова:

Пс. 118:9 «Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему».

1 Пет. 2:11-12 «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения».

Рим. 8:31-32 «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?».

Господь всегда даст блага для тех, кто просит, ищет и стремится достичь их Божьими методами (Мф. 7:7-11). Иисус, зная все трудности, которые ожидают детей Его в мире, молился: «Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла».

Выпуски