Богач и Лазарь - быль или притча?

Содержимое

В Ев.от Луки 16: 19-31 есть рассказ о богаче и бедном Лазаре. Земная жизнь этих двух людей представляла собой разительный контраст. Однако после смерти статус обоих стал диаметрально противоположным.

Некоторые полагают, что этот рассказ всего лишь притча, другие же считают, что Лазарь и богач - реальные личности. Насколько это важно? Влияет ли сюжетное происхождение рассказа (притча или быль) на его значимость?

     Никто из людей не знает, является ли этот рассказ притчей или же он - исторический факт, а  богач и Лазарь - его прототипы. Вполне вероятны оба варианта. Поскольку Иисус был сыном Божиим, то Он мог получить от Бога - Отца откровение о жизни этих людей и  их дальнейшей судьбе в загробном мире.

Если рассматривать этот рассказ как притчу, то необходимо отметить, что все притчи Иисуса, в отличие от мифов древних народов, были основаны на конкретных  фактах из жизни и отражали реальную действительность. Так или иначе, но суть  рассказа от этого не меняется. В любом случае однозначными остаются   его смысл, значимость и  трактовка. Поэтому для нас, в данном случае, не столь актуально его сюжетное происхождение, сколько его авторство и вложенный в него смысл. Автором рассказа является Христос, и этот факт придает ему непререкаемый авторитет и особую значимость. В этой, на первый взгляд простенькой, истории Иисус хотел сказать, что загробная жизнь - рай или ад - есть объективная реальность, от которой никому не уйти.

История богача и бедного Лазаря потрясает. Никто, кроме Иисуса, не смог так глубоко, ясно и лаконично обрисовать положение людей после их смерти. Если вы внимательно прочитаете эту историю или притчу, как вам угодно, то вы увидите, что в ней исключен всякий шанс ко спасению грешнику, оказавшемуся в аде. Обратите внимание, в ней отсутствует псевдоучение, которое гласит, что после смерти душа в течение 40 дней бродит по земле и проходит, так называемые, мытарства; затем путешествует по небесным обителям и адским безднам, пока, наконец, ей не назначат  место до воскресения мертвых. В этой истории, впрочем, как и во всей Библии нет места чистилищу, и отсутствует всякий намек на молитву (общественную и частную) о душах, находящихся в аде (или предназначенных идти в ад). Иисус ясно говорит, что после смерти душа праведника уходит в рай, грешника - в ад, т.е. в места их пребывания до вселенского Божьего суда. Далее сказано, что между раем и адом утверждена  великая пропасть, так что никто не может ее перейти ни с одной, ни с другой стороны.

Примечательна молитва богача в аде. Будучи в муках, он не осознает свою вину перед Богом, не просит прощение за свои грехи. Он только умоляет, чтобы его участь была несколько облегчена: «…пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени этом» (ст.24). Получив отказ и осознав всю трагичность своего  безысходного положения, богач начинает настойчиво просить о своих братьях, чтобы и они не пришли в это место мучения. Но Авраам говорит ему: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Этот ответ дает нам понять, что спасение возможно только через Священное Писание и только при земной жизни.

Почему ад исключает спасение? Ад - это единственное место во всей вселенной, где отсутствуют Бог, Его Слово и Дух Святой. Иными словами, ад и есть ад, потому что в нем нет Бога. В нем нет благодати, нет милости, нет покаяния. Ад - место вечной тьмы, в котором отсутствует надежда и всякая возможность даже умереть. Это место, в котором ничего не меняется.  

На эту реальность мы и должны, прежде всего, обратить наше внимание, читая историю о несчастном богаче и спасенном Лазаре.  

            П. С. Б.

 

Выпуски