Проблемы Иова

Содержимое

«И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла»  Иов 1:8

Книга Иова по своему психологическому жанру является одним из ценнейших произведений, дарованных человечеству Богом. Один известный христианский мыслитель писал: «Среди других книг Ветхого Завета книга Иова - загадка, и филосовская, и историческая… Значение «Иова» не выразишь полно, если скажешь, что это - самая занимательная из древних книг. Лучше сказать, что это - самая занимательная из книг нынешних». Для того чтобы понять эту книгу и извлечь для себя уроки, ее необходимо рассматривать не только с психологической, философской или культурно-исторической точки зрения, но и в контексте библейского богословия. Мы должны ее рассматривать как книгу, написанную под водительством Святого Духа, которая, прежде всего, представляет нам Бога, а затем, в лице Иова, человеческое сердце, и  которая органически сливается со всеми богодухновенными книгами Писания.

Многие верующие люди трактуют поверхностно историю Иова.  Их формулировка об Иове приблизительно следующая: «Иов был непорочен. Бог послал ему страдание, но Иов остался верным Богу до конца». Всё! И больше ничего об Иове. Такой шаблонный подход к Иову у многих людей.

 Происходит это потому, что мы просто не удосуживаемся вникнуть в сердце Иова, чтобы понять причину и смысл его страданий. Нас не очень интересуют те глубокие душевные переживания, оказавшие влияние на мышление мужа Божьего. А жаль! Они были бы весьма поучительными для нас.

Через Иова Бог показывает нам насколько сложно и противоречиво человеческое сердце: оно признает Бога своим верховным Владыкой, но, одновременно, не хочет согласиться со всеми Его определениями. Оно (сердце) понимает и верит, что Бог всё видит, всё знает, однако, вместе с этим, проявляет отчаянное стремление доказать Всевышнему свою правоту, как будто Бог ничего  не видит и ничего не знает.

Поверхностный подход к страданиям Иова, зачастую, не допускает и мысли о каких-то ошибках и заблуждениях Иова. Иногда складывается  такое впечатление, что для некоторых Иов - икона, к которой нельзя притрагиваться.

Люди, идеализирующие в своих умах Иова, при этом забывают, что Иов, как однажды выразился апостол Иаков о пророке Илии, «был человек, подобный нам».

Более того, мы не должны забывать, что статус праведности до Евангельского периода был ниже, чем статус праведности, который мы имеем в Иисусе Христе. На это указывает нам Сам Иисус в нагорной проповеди (Мф. 5:21-30 и в Мф. 11:11), приводя в качестве примера Иоанна Крестителя.  Мы же, христиане, привнося в дохристианскую пору чисто христианские представления о святости, подсознательно требуем от Иова того, чего нельзя было от него ожидать.

К тому же мы должны помнить, что в Иове, как и во всех людях, жил закон греха (Рим. 7 гл.), который упраздняется только благодатью Христовой.

Если апостол Павел, который был свободен от закона греха и смерти (Рим. 6:6; 8:1-4; Гал. 2:19-20), нуждался в жале во плоти, чтобы ему не возгордиться; если новозаветные святые, будучи возрождёнными и исполненными Святым Духом, не застрахованы от ошибок и заблуждений, и находятся в опасности оказаться в дьявольской ловушке, отпасть и потерпеть кораблекрушение в вере, то что тогда нам говорить об Иове!

Самым веским аргументом в пользу того,  что Иов действительно заблуждался, является его искреннее  покаяние «в прахе и пепле», и открытое исповедание перед Богом своего заблуждения (Иов 42 гл.).

Книга Иова представляет нам  и Бога во всём Его величии. Однако Бог Иова не только Бог великий, но и Бог кроткий (Рим. 2:4). Не Иов, который вызвал Бога на поединок, проявляет кротость к Богу, а Бог к Иову.

Как сказал Г. Честертон: «Бог соглашается на некое равенство с противником (Иовом). Он хочет, чтобы поединок был равным и честным: «Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, а ты отвечай!» Всемогущий идет на великое дерзновенное смирение. Он хочет, чтобы Его судили; Он просит только того, чего попросит всякий подсудимый - права спрашивать истца».

Бог Иова - Бог чуткий и внимательный. Он любит Иова, ценит его праведную жизнь и искренность, но самое главное: Бог понимает Иова.

История Иова учит нас о том, как много Бог прилагает любви, мудрости, труда и терпения, чтобы спасти и сохранить человеческую душу. Парадокс состоит в том, что чем выше интеллект человека, чем больше он обращает внимание на свою праведность, тем труднее Богу указать ему на его исконное место, на его заблуждение, на то, что он только прах.

Книга Иова примечательна ещё и  тем, что разыгравшаяся на её страницах драма имеет счастливый исход для всех её участников (Иов 42 гл.), за исключением сатаны. Он один во всей этой истории остался в накладе.

Суть книги Иова можно выразить словами Ф. М. Достоевского: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей».

Проблемы Иова заключались не в его моральной жизни, они крылись в его мышлении. Именно здесь сатане удалось «зацепить» Иова, внушить ему опасную мысль - Бог не прав; мысль, которая могла привести его к гибели.

Сегодня многие люди склонны сравнивать себя с Иовом, но не всегда такие сравнения корректны. Зачастую  в них  просматривается скрытое желание представить себя некой жертвой: дескать, я непорочен, но мои, так называемые, «друзья» обвиняют меня в том, в чем я совершенно невиновен. Вместо того чтобы опыт Иова использовать для себя в качестве зеркала души и чтобы увидеть свои недостатки, мы подстраиваем Иова «под себя», под  свои, порой нездравые, понятия. Причина еще и в том, что мы не вникаем в суть проблемы и не понимаем смысла страданий Иова.

Для своего времени многострадальный Иов был не только первым в нравственном отношении, но и мудрейшим среди мудрых. Однако, вместе с тем, у Иова были и серьезные проблемы, которые он действительно не видел и которые могли привести его к печальному финалу. Приведем лишь несколько из них.

Одна из проблем Иова состояла в том, что он переоценивал себя и свое духовное состояние. О такой опасности Библия предупреждает как в Новом, так и в Ветхом завете. Духовные законы неизменны во все времена. Переоценка себя - это начало пути к самоправедности. Это та лазейка для самоправедника, которая позволяет ему давать советы Богу и оправдываться перед Ним своими делами. Поэтому Иову  совсем непросто было познать себя и увидеть свои серьезные заблуждения. К тому же, он находился на такой высоте, где существует большой риск потерять способность принимать замечания и критику от лиц, стоящих  ниже его.

В глазах Иова не было человека, который был бы  достоин его поправить и указать на проблему его опасных умозаключений, относительно действий Бога. Человек, способный давать советы Богу, становится неспособным принимать советы от людей.

Вторая проблема Иова заключалась в том, что его представления о справедливости в корне отличались от Божьих представлений. Он позволил себе, точнее, дерзнул обличить Бога, корректировать Божьи суды, учить Его и твердо отстаивать свои позиции, состязаясь при этом  с Вседержителем (Иов 13:3; 21:7-21; 33:13; 39:31-32; 40:1-3).

Третья проблема Иова вытекала из второй. Сомневаясь в абсолютной Божьей справедливости, Иов уже не мог вполне доверять Богу. В его сердце уживались как вера, так и недоверие к Нему. Он  мыслил приблизительно так: Если Бог не по всей справедливости воздает праведникам и грешникам, то и я не могу вполне быть уверенным в своей безопасности. Интересный  момент: Иов в своей праведности  уверен на все сто процентов, но  в Божьей верности сомневается. Отсюда  и признание: «Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего боялся, то и пришло ко мне» (Иов 3:25). Этим признанием он ещё раз подсознательно подчеркнул свою мудрость и свою правоту. Когда Иов говорил об этом, он еще не знал, что причина всех его проблем была в нём самом. Э. Байрум говорит, что Иов сам своими сомнениями разрушил оберегающую его Божию ограду.

Четвертая проблема была связана с тремя предыдущими. Иов никак не мог самостоятельно разобраться в том, за что же Бог его наказывает и почему он, такой мудрый и праведный,  должен так тяжко  страдать. Иов осознаёт, что все  испытания, постигшие его (потеря детей, друзей, скота и болезнь), исходят от Господа. Он за всё Его благодарит и, в тоже время, не понимает, почему всё это  случилось.

В глубине  души Иов знает, что ничего без причины не бывает, поэтому все его дальнейшие размышления и молитвы  направлены  на то, чтобы понять причину его страданий. Его вынужденный страстный поиск был его счастьем и спасением.

В своих речах  к друзьям-оппонентам и в молитвах к Богу Иов твёрдо отстаивает свою правоту, зачастую в духе полемики. Примечателен и тот факт, что Бог не отвечает на молитвы Иова.

Чтобы указать Иову на его опасные заблуждения и сохранить его душу, Богу пришлось употребить к нему последнее средство - страдания, которые помогли Иову познать себя, смириться и быть способным принимать наставления.

Опыт Иова, запечатлённый Духом Святым в Писании, учит нас следующему:

1. Если человек чувствует, что в его душе или в его жизни происходит что-то неладное, если он сам не может разобраться в себе и самостоятельно выбраться из тупика, то это явный признак того, что он нуждается в «ангеле-наставнике» от Господа. Объективную оценку состояния Иова смог дать только Елиуй, посланный Богом ангел-наставник (Иов 33:23-24).

2. Пока  Иов оправдывал себя больше, нежели Бога, мыслил и рассуждал о том, что он прав, а  Бог лишил его суда, и нет пользы для человека в «благоугождении Богу», он не мог познать ни себя, ни услышать ответ Господа на свои молитвы (Иов 32:1-2; 34:5-6,9).

В своих страданиях Иов часто обращался к Богу, однако Бог хранил молчание. Иов чувствовал сердцем и осознавал умом, что потерял контакт с Богом: «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9,33; 23:8-9). Это был самый драматический и самый мучительный момент в его страдании.  Здесь, в некотором смысле, он уподобился Христу, с той разницей: Христос страдал за людей, а Иов - за себя.

Господь же открывается Иову только в конце его страданий, когда он принимает обличение Елиуя и осознаёт, что Всевышний никого не угнетает и что все проблемы человека таятся в нём  самом (Иов 37: 23-24).  Иов приходит к закономерному выводу: «Бог не просто сильнее человека, не просто непостижимей   человека - Он неизмеримо весомей, Он настолько мудрее, что перед Ним мы расплывчаты, глупы, нелепы, как животные, которые погибают» (Г. Честертон).  «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча перед Ним» (Ис. 40:22).

Смысл страданий Иова хорошо выразил Сергей Аверинцев, автор перевода и комментариев книги Иова: «Страдание Иова надо рассматривать не столько как возмездие в юридическом смысле слова, сколько как целительное, очистительное средство, при помощи которого Бог врачует тайные недуги человеческого духа и обостряет внутреннюю чуткость человека, «его слух». (Иова 36:15: «Страданием страдальца спасает Он и в утеснении отверзает людям слух» - перевод С. Аверинцева).

В познании Бога Иову помогли его искренность, открытость, смирение,  мужество, настойчивый поиск причины страданий и вера в то, что Бог его спасёт (Иов 19:25-27).

3. Еще один примечательный и весьма важный эпизод из жизни Иова. Некто сказал: «Всегда нужно быть готовым всё начать сначала».

Иову пришлось, кроме брачной жизни, все начинать сначала.

Истинное покаяние рождает новую жизнь (Иов 42 гл.). Иову, скажу опять, было непросто своими глазами узреть Бога. Для этого ему нужно было усомниться и разочароваться в самом себе. Хорошо, когда Господу удается в нашем сердце разрушить все твердыни нашей самоправедности, которые мы строили  годами и на их обломках воздвигнуть дворец славы Себе.

И последнее: поскольку в книге Иова главным действующим лицом является Бог, а не Иов, то эту книгу, по праву, можно было бы озаглавить: «Триумф Бога в борьбе за душу Иова или просто за душу человека».

                        П. С. Б.

Выпуски