Почему мы не имеем

Содержимое

«...не имеете, потому что не просите»

Иак. 4:2.

Дух Святой сказал устами раба Своего Иакова: «...не имеете, потому что не просите». Я не хотел бы никого критиковать, но вопиющее зло требует открытого порицания. Вы не думаете, что этот текст очень актуален для многих из наших церквей? Они далеки от процветания, число их членов не возрастает, и общины малы; и основная причина этого - нехватка молитвенных собраний. Я постоянно слышу о том, что молитвенное собрание забыто или же вытеснено еженедельным чтением. Из разных источников я узнаю, что во многих случаях количество собирающихся для молитвы так мало, что трудно протянуть его на час; и, так как каждый раз приходят одни и те же немногочисленные люди, трудно поддерживать разнообразие; в самом деле, в некоторых местах молитвенное собрание лишь показывает нищету земли этой. Теперь, если не происходят обращения, если количество членов церкви уменьшается, какова причина этого? Разве не в этом она заключается: «Не имеете, потому что не просите»?

Недостаток интереса наблюдается во многих местах, так что собранием для молитвы пренебрегают и считают его делом второстепенного значения: «всего-навсего молитвенное собрание». Правильно ли такое отношение к престолу благодати? Принесет ли оно нам благословение? В некоторых церквях нет единства, следовательно, и согласия в молитве: «разделилось сердце их, за то они и будут наказаны» (Ос. 10:2). В таких случаях слабое молитвенное собрание является как результатом, так и причиной разобщенности; и пока состояние дел не изменится, нам следует ожидать все большего и большего «разногласия в племенах Рувимовых». Молитва - прочный цемент, а отсутствие молитвы подобно отсутствию воздействия силы тяжести на массу материи, без которой она распадается на отдельные атомы. Некоторые церкви вообще слабы; их члены - инвалиды, группа нездоровых пленников, с трудом ковыляющих по путям праведности. У них нет жизни, энергии, предприимчивости для Христа; удивительно ли, что их молитвенные собрания так плохо посещаются?

В некоторых местах, где есть хорошие, молящиеся люди, молитвенные собрания плохо посещаются потому, что их портят некие многоречивые братья. Я знаю церковь, в которой великолепный пресвитер, воистину благочестивый человек, но он молится безостановочно на каждом собрании, и боюсь, что его молитвы не дают никому возможности что-либо сказать, пока он не уйдет. Однажды вечером он говорил полных двадцать минут, касался вопросов и небесных, и земных, и все это было всего лишь предисловием, вступлением к теме, которую он только собирался начать. Никому из его друзей не была интересна эта информация, и они уже начали мечтать о том моменте, когда он уйдет. Они с печалью понимали, что сейчас он будет молиться за «нашу возлюбленную страну», «от королевы на ее троне до последнего крестьянина в своей хижине», потом за Австралию и прочие колонии, потом - за Китай и Индию, заново вспоминая о молодежи и стариках, больных, мореплавателях и евреях. Как правило, этот почтенный брат никогда не просил ни о чем конкретном, лишь делал несколько благочестивых замечаний по каждой из тем, не более того.

Очень жаль, что уважаемые братья не понимают иногда, что должны избавляться от длительных выступлений; чем лучше люди, тем хуже это зло, потому что тогда мы вынуждены терпеть их. Мне жаль, что хорошие люди представляют себе молитву как рассказ о своем опыте или выражение своих богословских мнений. Мне говорили, что наши друзья из Армии Спасения имели обычай ударять по струнам, когда выступающий говорил долго и монотонно, и мне очень нравится такая практика. Ответственность за прерывание говорящего возлагается не на служителя, а на людей, а когда она разделена между многими, это действует гораздо лучше. Когда молитва содержит искреннюю просьбу, можно сделать ее подлиннее; но чем меньше святого пустословия, тем лучше. Когда молитвенное собрание вырождается в пустословие на тему Благой Вести, нет причин удивляться, что благословение не приходит. В таких случаях это правда: «не имеем, потому что не просим».

Если верующему случится жить в тех местах, где пренебрегают молитвенным собранием, пусть он решится возродить его. Пусть для нас будет святым обязательством и заветом молитва церкви, и пусть не нашей виной будет отсутствие молитвенных собраний. Укрепление молитвенного собрания - не менее важная задача, чем произнесение проповедей. Я молю вас никогда в жизни своей не забывать о молитвенных собраниях. Будьте как та добрая женщина, которая, когда услышала о решении прекратить молитвенные встречи в одном селении, сказала, что этому не бывать, потому что, даже если больше никто не придет, придет она. Она была верна своему слову; и когда на следующее утро кто-то спросил у нее в шутку: «Ну что, было у вас молитвенное собрание вчера вечером?», она ответила: «Было!». «И сколько вас там присутствовало?». «Четверо», - сказала она. «А я слышал, что вы были там одна!». «Нет, - отвечала она, - другие могли видеть только меня одну, но там был Отец, Сын и Дух Святой, и все мы вместе молились». Вскоре другим стало стыдно смотреть на искреннюю стойкость бедной старушки, молитвенные собрания возродились, и церковь стала процветать. Я слышал об одном негре, который ходил на богослужения один, потому что его цветные братья охладели к молитве; и постепенно они тоже устыдились и обрели новые силы. Я молю вас, поддерживайте святой порядок, даже если посещение снизится до двух или трех человек. Конечно, церковь, если вообще это церковь Христова, воспримет ваше устояние как порицание себе. Никогда не оставляйте совместной молитвы о благословении! Торжественно настройтесь в сердце своем, чтобы не гаснул огонь жертвенника. Что касается меня и моей церкви, мы будем служить Господу, в полную силу поддерживая эту священную практику; и я прошу всех других верующих прийти к тому же решению; в противном случае наступят ужасные времена в церкви Христовой.

Но теперь давайте применим эти слова к себе лично: «Не имеете, потому что не просите». Интересно, есть ли среди вас хоть один брат, кому когда-либо не приходилось стараться и трудиться, чтобы обнаружить через год, что желанная цель - дальше, чем прежде; и разве причина неудачи не заключается в том, что он никогда не молился о достижении этой цели? Удивительно ли, братья, что вы не имеете, если не просите? Вы достигли бы желаемого, совершив лишь одну сотую предпринятых вами трудов, если бы искали это в руке Господа. Я имею в виду, что даже в таких преходящих вещах, как наша обязанность зарабатывать на хлеб насущный и все необходимое для жизни, христианин должен помнить, что все для него - предмет молитвы, потому что все дела сына касаются Отца. Если отец ребенка совершенен, отцу будет интересно слушать и о его играх, не только о его страданиях. Он будет интересоваться, по каким учебникам сын учится, и подбадривать его в играх, и то, что покажется незначительным для чужого человека, для отца будет важным, потому что он иначе представляет себе это из любви к ребенку. Пусть какая-то проблема кажется отцу мелкой, но она велика для сына его, и отец может поставить себя на место сына, и любовь его к сыну делает эту проблему особенно важной. Я слышал о великом царе, к которому однажды пришел посол и обнаружил его на четвереньках на полу катающим на спине маленького сына. «Вы отец?» - спросил он посла. «Да, ваше величество». «Тогда я сначала доиграю с мальчиком, вы меня поймете». И он продолжал скакать по комнате, а ребенок радовался, и только после игры царь обратился к послу: «Теперь я готов заниматься государственными делами». Я уважаю этого царя, потому что он был человеком и отцом в сердце своем. Так и Отец наш Небесный интересуется проблемами Своих детей, если эти проблемы заботят нас; поэтому не бойтесь рассказывать Богу своему обо всем. Иногда маленькие проблемы более серьезны, чем крупные. Если вам в палец попала маленькая заноза, это может быть серьезнее, чем сильный удар, и мельчайшая неудача может нас тяжко опечалить.

Несите свои ежедневные проблемы, желания, нужды, надежды и труды Господу, ибо, если они правдивы и праведны, они должны быть положены к Его ногам. «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6). Не думаете ли вы, что многие из ваших сердечных желаний и домашних проблем продолжаются - желания остаются невыполненными, а проблемы неустраненными, - потому что вы не говорите о них в молитве? «Не имеете, потому что не просите». Не такова ли ситуация с многими торговцами, студентами, матерями или тружениками? Иногда жизненный успех, утешение, работа, здоровье, друзья могут быть найдены через молитву, не пренебрегайте ею.

Конечно, в отношении вещей духовных это случается еще чаще. Один брат услышал о высоких деяниях святых Господних и возвышенных местах, которые они посещали, так что они проходили по жизни, словно могли шагать по вершинам гор. Он вздыхает: «Хотел бы обладать такой верой, как они». Сколько раз он повторяет это! Позвольте мне поговорить с ним. Искал ли ты веру в Господа? Одна - единственная молитва об этом была бы более ценной, чем тысяча подобных пожеланий; дерзость, сила веры и уверенность шагов тебе не свойственны, потому что ты об этом не просил. И, может быть, есть еще сотня других благ, которых у тебя нет, потому что ты не просил о них? Ты завидовал другим, у которых они есть, ты искал в них, чего тебе недостает, и жаловался, что Господь не дает их тебе; тем временем секрет твоей духовной нищеты прост: «Не имеешь, потому что не просишь».

Иногда вы не просите о чем-то, потому что это слишком мелко; иногда - потому что слишком велико, а чаще всего - потому что вам не приходит в голову об этом просить. Есть ли что-либо, о чем христианам не следует молиться? Это, несомненно, вещи, с которыми мы не должны иметь ничего общего. Мистер Рональд Хилл в своих «Деревенских речах» предлагает форму молитвы, которую должна произносить молодая леди перед поездкой в театр, и другую, для возвращения с танцев. «Это лицемерие! - кричит кто-то. - Кто слыхивал о молитвах на такие темы? Это невыносимо». Ясно, что такие вещи - не для христиан, потому что они ничего общего не имеют с вещами, которые делают христиане, и прекрасно видно несоответствие того, что пишет мистер Хилл. Один возлюбленный брат сказал мне однажды вечером, и я полностью согласен с ним, что мы не должны бы молиться ни о чем, о чем не мог бы молиться Господь наш Иисус Христос. Он позволяет нам просить именем Его, пользоваться Его властью в молитве. Разве не правильно тогда, что те, кто просит от моего имени, должны просить о вещах, которые я одобрил бы? Вы должны проверять таким образом свои молитвы. Если в них есть что-то, о чем не мог бы молиться Иисус, и не мечтайте молиться об этом; но кротко признайте свою вину в том, что ваши желания противоречат Его чистому и святому мышлению.

Это правило - прекрасное наставление для вас, ибо если вы будете просить только о том, что угодно Иисусу, вы будете искать в своей ежедневной жизни только того, в чем Иисус поддержал бы вас. Молитесь обо всем и не прикасайтесь к тому, о чем не осмеливаетесь молиться. Вы предлагаете новое развитие бизнеса, хорошо, молитесь об этом. Вы собираетесь продать свое имущество «по выгодной цене»? Можете ли вы помолиться об этом? Вы утверждаете, что продаете «себе в убыток». Так ли это, или же вы получите прибыль? Можете ли вы сказать правду Богу, чтобы Он благословил вашу торговлю? Если полностью соблюдать это простое правило, оно совершило бы переворот в торговле; и, конечно, ему должны следовать те, кто называет себя христианами. Даже в торговле люди не имеют, потому что не просят; они думают, что обман - более короткий путь к процветанию, чем молитва. Так возникает порочная практика, которая становится вскоре такой распространенной, что теряет свою эффективность, и все оказываются в убытке. Разве не должны благочестивые в любой ситуации выступать против нечестных обычаев? «Да, - скажет кто-нибудь, - но тогда они разорятся». Может быть, однако Господь позволит им обрести процветание, если они будут молиться. В вопросах бизнеса надо поступать праведно, и это - верный путь; если же вы не нашли такого пути, я снова процитирую текст: «Не имеете, потому что не просите».

Может существовать много духовных вещей, о которых вы могли бы помолиться без сомнений, и они вам не принадлежат, потому что вы никогда о них не просили. Разве не жаль? Представляете? Вам не надо за это платить; бесценное сокровище дается бесплатно, и я им не обладаю потому, что не попросил! Это так нелепо, мы так не поступаем обычно в жизни. Немногие упускают дары оттого, что не просят. Обычно наши ближние, которые бедны, просят милостыни без колебаний. Бедные земледельцы, у которых померзли сады, бродят по улицам, стараясь нас разжалобить. Никого не надо призывать просить милостыню, в то время как духовных даров просят неохотно, и многие ими не обладают, потому что не просят. Открывайте рты, братья, и просите о многом. Просите искренне, чтобы никто не мог сказать, что вы сами виноваты в своей духовной нищете.

Если о нас действительно можно сказать, что «не имеем, потому что не просим», что это значит? Это значит, что существуют необходимые для вас духовные благословения, которых вы не желаете от всего сердца. В каком же неправильном состоянии находится ваше сердце! Когда человеку не хочется есть, это признак заболевания; если у вас нет аппетита к божественной благодати, значит, душа ваша больна. У здоровых детей - прекрасный аппетит; и дети Божьи, когда здоровы, алчут и жаждут праведности. Почему же мы не желаем этих драгоценных вещей? Очень часто потому, что мы не ощущаем своей потребности в них; и в каком горделивом невежестве пребывает тот, кто не чувствует своей нужды! Посмотри на себя, брат; ты думаешь, что богат, и богатства твои возрастают, тебе ничего не нужно, но на самом деле ты наг, беден и несчастен. Как печально не иметь бесценных благословений, потому что ты самоуверенно думаешь, что уже обладаешь ими!

Или, возможно, ты знаешь о своей нужде, ты хочешь, чтобы она была удовлетворена, но не просишь, потому что не доверяешь Богу. Как давно ты знаешь Господа? Год? Разве не достаточно, чтобы доверять Ему? Есть множество людей, на которых ты бы положился сразу же, и сотням ты доверил бы свое золото после нескольких часов разговора. Разве не можешь ты так верить Богу? Как ты осмеливаешься сомневаться в Нем? Это великий грех - не доверять Ему, такому правдивому и верному!

Или же, может быть, ты не сомневаешься в способности и желании Бога помочь тебе, но ты утратил навык коленопреклонения; я имею в виду, что ты не становишься на колени для молитвы. Это очень плохо. Когда у меня болит запястье или нога, я надеюсь, что скоро боль пройдет, но слабость в коленях - вещь более серьезная. О, братья, хорошо сказано в Писании: «Утвердите колена дрожащие» (Ис. 35:3). Если мы не чувствуем себя комфортно во время молитвы, значит, все не так. Тот, кто часто входит в комнату, знает, как туда попасть, но новый человек может заблудиться. Знакомство с престолом Божьим - великая вещь, которой должен учиться сын Бога; будьте уверены, что можете добраться до него.

Есть еще две или три вещи, о которых я хотел попросить вас искренне помолиться прямо сейчас. Помолитесь об очень большом благословении для нашего собрания. В начале лета я думал, что дом этот не полон так, как обычно, и был очень обеспокоен этим; но оказалось, что большая часть наших друзей рано уехала в отпуска. В последнее время народа собирается больше, чем в прошлые годы, и всех нас радует посещаемость молитвенных собраний и чтений. Без сомнения, болезнь служителя заставила людей бояться, что они не услышат его, и его выздоровление вселило в них надежду, так что теперь даже наше большое здание не может вместить всех, кто приходит сюда. У нас есть люди, и сердце наше радуется; поэтому удивительно ли, что я волнуюсь, как бы не упустить ни одной возможности? Помолитесь, чтобы проповеди мои были сильны. Молите, чтобы Дух Святой обратил эти жаждущие тысячи. Сюда приходят люди всех национальностей, возрастов, общественных слоев и вер. Я умоляю вас, молитесь изо всех сил, чтобы они спаслись. Путь не случится в данной ситуации, чтобы мы не имели, потому что не просим.

Очень нужна мне ваша молитва о работе и служении этой громадной церкви. Какое бремя на меня возложено! Вас здесь около 5500; и, несмотря на всю помощь, которую мне оказывают, я чувствую, что не устоял бы, если бы небеса не поддерживали меня. Братья мои и старейшины делают для меня то, что церковь в пустыне делала для Моисея, иначе мне ничего бы не удалось; но самые трудные случаи и общее руководство лежат на моих плечах грузом, который никто не смог бы нести, если бы Господь не дал ему силы. Мне не нравится говорить так о себе, но я должен, потому что нуждаюсь в этом. Помимо всего этого на меня возложена забота о многих других церквях и еще разная работа для Господа. Вы не знаете всего, но можете догадаться, если вы любите меня, если вы любите моего Учителя, молю вас: молитесь обо мне. Один добрый старый человек молился до того, как я приехал в Лондон, чтобы я навсегда был избавлен от жалобного блеяния овец. Я не понял тогда, что он имел в виду; но теперь, когда час за часом я получаю всякого рода просьбы, жалобы, мольбы и неразрешимые вопросы, я знаю: блеяние овец не самый воодушевляющий звук, особенно когда я стараюсь приготовить пищу для находящихся здесь и везде тысяч, которым она должна поступать регулярно, неделя за неделей.

Иногда я чувствую себя в таком затруднении, что падаю духом и думаю, что лучше бы мне никогда не родиться на свет, чтобы вся эта масса никогда не свалилась мне на голову. Особенно я чувствую себя так, когда не могу помочь приходящим ко мне людям, а они ждут, что я совершу невозможное. Более того, нелегко давать мудрые советы по поводу таких сложных вещей, как те, с которыми ко мне приходят, и я думаю, что никогда не буду удовлетворен своими суждениями, если не буду каждую проблему разрешать наилучшим образом. Часто я могу только представить ситуацию Богу в молитве и нести ее, как бремя в сердце своем. Эта тяжесть очень сильно давит на сочувствующее сердце и сказывается на человеке, изнашивая его и терзая. Я говорю это только потому, что хочу все большего и большего сочувствия людей Божьих, но, возможно, у меня не было бы и того сочувствия, которое есть сейчас, если бы я о нем не просил.

Если вы ставите меня в такое трудное положение, вы должны поддерживать меня своими молитвами. Если я был хоть в какой-то степени вам полезен, молитесь обо мне; это самое доброе дело, какое вы можете для меня сделать. Если слова, произнесенные этими устами, были средством для получения вашими детьми благодати, молитесь о том, чтобы мое учение привело к Иисусу и других молодых людей. Если мое служение оказалось полезно для ваших душ, молитесь об еще большей пользе; и не говорите о своем служителе, что вам нет пользы от его проповедей. Не просите - вот и не имеете. Возлюбленные, давайте подвизаться в молитве, трудно просить о неизреченном благословении. Как церковь мы оказались особо успешны; но мы еще не исчерпали всех возможностей процветания и ресурсов силы небесной. Это ждет нас в будущем, если мы будем молиться. Завеса скрывает еще более великие вещи, и только рука молящегося может открыть ее. Уникальные благословения, данные нам, заслужены нашими прошлыми молитвами; настоящие благосостояние и единство требуют нашей молитвы, и надежда на будущее воодушевляет нас. Смотрите, Господь сказал вам: «Просите, и получите» (Ин. 16:24). Братья и сестры, не стесняйтесь просить; во имя любви к душам умножайте просьбы свои, будьте настойчивы.

Спержен Ч.

Выпуски
Разделы