Открытый секрет

Содержимое

Э. У. Тозер

Если посмотреть на обстановку в мире в масштабах вечности, то на сегодняшний день нужнее всего, чтобы церковь возвратилась из долгого «вавилонского плена» и чтобы имя Бо­га снова прославлялось в ней так, как прежде.

Но мы не дол­жны думать о церкви как о некоей безличной структуре, как о мистической религиозной абстракции. Мы, христиане,- это цер­ковь, и то, что мы делаем, делает церковь. Следовательно, вер­нуть церковь к прежнему состоянию - это личное дело каждо­го из нас. В церкви каждый шаг вперёд должен начинаться с действий каждого отдельно взятого человека.

Что могут сделать простые христиане, чтобы вернуть ушед­шую славу? Есть ли тут какой-то секрет, который мы можем узнать? Есть ли какая-то формула личного возрождения, кото­рую мы могли бы применить в сегодняшней ситуации, в нашей собственной ситуации? Ответ на этот вопрос - да.

И всё же этот ответ вполне может разочаровать некоторых людей потому, что он совсем несложен. Я не привожу ни тай­ной криптограммы, ни мистического кода, который с трудом можно расшифровать. Я не обращаюсь ни к какому-то скрыто­му закону подсознания, ни к оккультному знанию, рассчитан­ному лишь на немногих. Этот секрет открыт, и любой заинте­ресованный человек может прочесть его. Это старый и вечно новый совет: познакомиться с Богом. Чтобы вернуть утраченное могущество, церковь должна видеть небеса отверстыми, и тогда она увидит образ Бога, что и преобразует её.

Но Бог, Которого мы должны увидеть,- это не тот утили­тарный бог, который так популярен сегодня, который привлекает к себе внимание людей лишь своей способностью приносить ус­пех их различным начинаниям и которому по этой причине угождает и льстит каждый, кто хочет что-то получить. Бог, Ко­торого мы должны узнать,- это Величие в небесах, Бог Отец, Вседержитель, Творец неба и земли, единый, премудрый Бог, наш Спаситель. Он есть Тот, Кто восседает над кругом Земли,

     Кто раздвигает небеса, как занавес, и простирает их, как шатёр, чтобы обитать в них, Кто знает счёт сонмам сияющих, словно звёзды, Ангелов и Кто всех их называет по именам благодаря Своему всеведению, Кто видит, что дела человеческие - тще­славие, Кто не доверяет князьям и не спрашивает совета у царей.

Знания о таком существе нельзя получить одним только ис­следованием. Эти знания приходят через мудрость, о которой плотский человек ничего не знает, да и не может знать, пото­му что она постигается только духом. Знать Бога - это одно­временно и самое лёгкое, и самое трудное, что есть на свете. Это легко, потому что такое знание добывается не тяжёлым ум­ственным трудом, а просто и свободно. Подобно тому, как сол­нечный свет освещает открытое пространство, знание о святом Боге даётся людям как дар, если они открыты для того, чтобы принять его. Но это знание даётся с трудом, потому что есть определённые условия, которые нужно соблюдать, а упрямая натура падшего человека противится этим условиям.

Позвольте мне кратко изложить те условия, о которых говорит Библия и которые повторяли на протяжении столетий святей­шие и праведнейшие из всех святых, когда-либо известных миру.

Во-первых, мы должны отречься от своих грехов. Вера в то, что святой Бог не может быть познан людьми, ведущими непра­ведную жизнь, не является чем-то новым, характерным только для христианства. В древнееврейской Книге Премудрости Со­ломона, написанной за много лет до возникновения христиан­ства, есть такой фрагмент: «Любите справедливость, судьи зем­ли, право мыслите о Господе и в простоте сердца ищите Его, ибо Он обретается неискушающими Его и является не неве­рующим Ему. Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. В лукавую душу не войдёт премудрость и не будет обитать в теле, порабощённом греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований и устыдится приближа­ющейся неправды» (1, 1-5).

Та же мысль неоднократно звучит в Священном Писании, и, пожалуй, наиболее известными являются слова Христа: «Бла­женны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф. 5: 8).

Во-вторых, нужно полностью посвятить свою жизнь Иису­су Христу. Верить в Христа - значит иметь волевую и эмоцио­нальную привязанность к Нему и вместе с тем твёрдую реши­мость повиноваться Ему во всём. Для этого необходимо соблю­дать Его заповеди, нести свой крест, любить Бога и людей.

В-третьих, мы должны посмотреть на себя как на людей, умерших для греха и живых для Бога во Христе Иисусе, а за­тем открыть настежь свою душу, чтобы в неё вошёл Святой Дух. Далее, мы должны подчиняться той самодисциплине, ко­торая необходима для пребывания в Духе, и попирать ногами наши вожделения плоти.

В-четвёртых, мы должны смело отказаться от дешёвых цен­ностей падшего мира, полностью обособиться в духе от всего, к чему стремится сердце неверующих, и позволять себе только простейшие естественные удовольствия, которые Бог даровал и праведным, и неправедным.

В-пятых, мы должны практиковать искусство долгого и ис­полненного любви размышления о величии Бога. Для этого потребуются некоторые усилия, ибо представление о Божьем величии у людей полностью исчезло. Сейчас интересы челове­ка сосредоточены на нём самом. Гуманизм в своих различных формах вытеснил богословие, став вместо него ключом к по­ниманию жизни. Когда в XIX веке поэт Суинберн написал: «Слава в вышних человеку! Повелитель он вещей...» - он дал современному миру новый вариант молитвы. Представление о Боге надо вернуть в прежнее положение целенаправленным действием воли и держать в таком положении усилием ума, ис­полненным терпения.

Бог - личность, и с Ним можно знакомиться всё ближе и ближе, подготавливая своё сердце к чуду. Может быть, нам придётся менять наши привычные представления о Боге, по мере того как будет озарять нашу душу слава, сияющая золо­том в Священном Писании. Может быть, нам необходимо будет с достоинством отойти от безжизненного буквализма, домини­рующего в евангелических церквах, и протестовать против той легкомысленности, которая считается среди нас христианством. Может быть, в результате этого мы на какое-то время потеря­ем друзей и прослывём «святошами», но человек, который в та­ком важном деле страшится неприятных последствий, недосто­ин Царства Божьего.

В-шестых, по мере того как наши знания о Боге будут ста­новиться более богатыми и ясными, обязательным для нас бу­дет становиться служение людям. Благословенные знания да­ются не для того, чтобы мы эгоистично ими наслаждались. Чем совершеннее наши знания о Боге, тем сильнее становится жела­ние преобразовать их в дела милосердия. Бог, Который дал всё нам, будет продолжать давать всё через нас, по мере того как мы будем больше познавать Его.

До сих пор мы рассматривали личное отношение человека к Богу, но, подобно ароматным веществам, которые своим благо­уханием выдают себя, углублённое знание о Боге будет воз­действовать на тех, кто окружает нас. И мы должны стремиться к тому, чтобы делиться полученным от Бога с другими члена­ми Его семьи. Лучше всего мы сделаем это только в том слу­чае, если будем сосредоточиваться на величии Бога, служа Ему в присутствии других людей. Не только наши личные молитвы должны быть устремлены к Богу, но и наше свидетельство, пе­ние, проповеди и то, что мы пишем, - всё должно концентриро­ваться вокруг личности нашего Господа, мы должны непрестан­но превозносить Его величие, достоинства и могущество.

На небесах, по правую руку Великого, во всей Своей славе восседает Человек, с верностью представляя там наши интере­сы. Мы оставлены на земле на недолгий срок, давайте же бу­дем верными представителями нашего Господа!

Выпуски