Мудрость Бога

Содержимое

О Христос, Ты был искушаем точно так, как и мы, но остался безгрешен! Дай нам силы преодолеть желание быть мудрыми и прослыть мудрыми среди других - таких же невежд, как и мы. Мы отворачиваемся от нашей мудрости так же, как и от нашего безумия, и спешим к Тебе, к мудрости Бога и силе Бога. Аминь.

Мы начинаем это краткое изучение Божественной мудрости с верой в Бога. Следуя нашей обычной схеме, мы не будем предпринимать попытки познать Его мудрость для того, чтобы укрепить свою веру, а будем верить, чтобы познать Его мудрость. Следовательно, мы не будем искать доказательства того, что Бог мудр. Неверующий ум не убедишь никакими доказательствами, а преклоняющемуся перед Богом сердцу никакие доказательства не нужны.

«Да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; Он... дает мудрость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним» (Дан. 2: 20-22).

Верующий человек отвечает на это словами ангелов: «...благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков!» (Откр. 7: 12). Такому человеку никогда не придет в голову, что Бог должен предъявлять доказательства Своей мудрости и силы. Разве недостаточно того, что Он - Бог?

Когда христианское богословие заявляет, что Бог мудр, оно имеет в виду гораздо больше, чем просто мудрость, ибо оно пытается придать относительно слабому слову значение, имеющее непостижимую полноту, которая готова раздавить это слово своей тяжестью. «...Разум Его неизмерим» (Пс. 146:5). И здесь богословие пытается выразить именно неизмеримое, а не что-то меньшее.

Поскольку слово «неизмерим» описывает то, что единственно в своем роде, к нему нельзя добавить никакое наречие. Мы не говорим «более единственный» или «очень единственный». Перед бесконечностью мы стоим в молчании.

Конечно, есть вторичный, сотворенный разум - его Бог отмерил Своим созданиям в таком количестве, которое только может понадобиться для их блага; но мудрость любого сотворенного существа или всех сотворенных существ, вместе взятых, необычайно мала по сравнению с безграничной мудростью Бога. Поэтому апостол прав, говоря о Боге как о «едином премудром» (1Тим. 1: 17). То есть Бог мудр Сам по Себе, а вся сияющая мудрость людей или ангелов - всего лишь отражение несотворенного сияния, которое исходит от престола величия небес.

Мысль о Боге как о бесконечно мудром существе - корень всякой истины. Это исходный пункт веры, необходимый для того, чтобы была здоровой вся вера в Бога. Поскольку Бог существует независимо от Своих созданий, Его, конечно, никак не могут затронуть наши суждения о Нем, но для нашего морального здоровья необходимо, чтобы мы считали, что Он, Творец и Вседержитель, совершенно мудр. Отказаться от этого значит лишиться того, что отличает нас от животных.

В Священном Писании мудрость Бога и праведных людей всегда имеет сильную моральную окраску. Она предстает как чистая, любящая и добрая мудрость. Мудрость, которая является просто проницательностью, часто бывает у злых людей, такая мудрость коварна и фальшива. Эти два вида мудрости находятся в постоянном конфликте.

Действительно, если посмотреть с вершины Синая или с Голгофы, то вся всемирная история будет выглядеть как поединок между мудростью Бога и хитростью сатаны и падших людей. Победа Бога в этом поединке не подлежит сомнению. Несовершенное, в конце концов, должно пасть перед Совершенным. Бог предупредил, что Он победит мудрых мира сего их же собственной хитростью и превратит ни во что их разумение.

Мудрость, в числе прочего,- это еще и способность ставить перед собой совершенные цели и достигать их с помощью самых совершенных средств. Мудрость видит конец с самого начала, и ей не нужно ни угадывать, ни делать предположения. Мудрость видит все в правильном фокусе, каждый предмет и каждое явление - в правильном отношении к другим предметам и явлениям, и, таким образом, она может достигать заранее поставленных целей с безошибочной точностью.

Все деяния Бога осуществляются в совершенной мудрости прежде всего для Его собственной славы, а затем уже для величайшего блага всех людей и на все время. Все Его дела так же чисты, как и мудры, и настолько же добры, насколько мудры и чисты. Все Его дела не просто нельзя сделать лучше, а нельзя даже представить себе, что они могут быть сделаны лучше. Бесконечно мудрый Бог действует так, что смертным нет необходимости поправлять Его дела. О Господь, как многочисленны Твои дела! Все их Ты совершил в мудрости! Земля наполнена Твоими сокровищами!

Если бы не было сотворения мира, то мудрость Бога осталась бы навсегда запертой в безграничной бездне Божественной природы. Бог дал жизнь Своим творениям, чтобы радоваться им и чтобы они могли радоваться Ему. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31).

На протяжении столетий многие отказывались верить в то, что в основании мира лежит мудрость: слишком несовершенным кажется этот мир. Но христианский взгляд на жизнь на самом деле более реалистичен. Сейчас наш мир не самый лучший из всех миров, сейчас это мир, над которым нависла тень огромного бедствия - грехопадения. Авторы Библии уверяют, что все Божьи творения стонут и страдают от того сильного удара, который им нанесло грехопадение. Апостол Павел утверждает, что «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде» (Рим. 8: 20). Здесь нет никакой попытки оправдать пути Бога перед людьми; это просто констатация факта. Существование Бога само себя защищает.

И все же во всех наших слезах есть надежда. Когда настанет час триумфа Христа, страдающий мир обретет славную свободу сынов Божьих. Для людей нового творения золотой век - не в прошлом, а в будущем, и, когда он наступит, удивленная Вселенная увидит, что Бог действительно проявляет по отношению к нам великую мудрость и великое благоразумие. А сейчас мы надеемся только на мудрого Бога - нашего Спасителя - и терпеливо ждем, пока постепенно не реализуются Его благие планы.

Несмотря на слезы, боль и смерть, мы верим, что Бог, Который создал всех нас, бесконечно мудр и добр. Как Авраам не склонился к неверию, не поколебался, услышав данное Богом обещание, а был полностью убежден, что Тот, Кто обещал, сможет исполнить Свое слово, так и мы должны возлагать нашу надежду только на Бога и надеяться даже тогда, когда надеяться, кажется, уже не на что, до тех пор пока не забрезжит свет.

Мы полагаемся на то, что Бог есть. Я думаю, что только это и есть истинная вера. Любая вера, которую нужно поддерживать доказательствами, полученными с помощью чувственного восприятия,- это не настоящая вера. «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29).

Вера свидетельствует, что, какими бы ни казались нам обстоятельства в этом падшем мире, все дела Бога осуществляются в совершенной мудрости. Воплощение вечного Сына было одним из великих деяний Бога, и мы можем быть уверены, что это вызывающее благоговение деяние осуществлялось с таким совершенством, какое может быть только у Бесконечного: «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти...» (1 Тим. 3: 16).

Искупление грехов было осуществлено с тем же безупречным умением, которое характерно для всех деяний Бога. И пусть мы очень мало понимаем все это, но мы знаем, что искупительное дело Христа полностью примирило Бога и людей и открыло Царство Небесное для всех верующих. Наша забота - не объяснять, а свидетельствовать. Мне очень хотелось бы знать, мог ли Бог дать нам понять все, что происходило там, на кресте? По словам апостола Петра, даже Ангелы этого не знают, как бы ни хотелось им проникнуть в суть всего этого.

Действие Благой вести, новое рождение, приход Божественного Духа в человеческую природу, окончательная победа над злом и, наконец, установление праведного Царства Христа - все это исходило и исходит из бесконечной полноты Божественной мудрости. Самые зоркие глаза самого святого наблюдателя, находящегося среди благословенных небожителей, не могут заметить ни малейшего дефекта в том, как Бог осуществляет все это, и даже мудрость всех Серафимов и Херувимов, вместе взятых, не может предложить никакие поправки к Божьим делам. «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить,- и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицом Его» (Екк.3: 14).

Жизненно важно для нас считать Божью бесконечную мудрость догматом нашей веры; но одного этого недостаточно. Мы должны с помощью веры и молитвы ввести этот догмат в нашу повседневную жизнь.

Активная вера в то, что Небесный Отец постоянно посылает нам такие обстоятельства, которые работают на наше вечное благополучие, приносит душе истинное благословение. Большинство из нас живут немного молясь, немного планируя, не стесняясь в средствах для достижения цели, надеясь, но никогда не будучи ни в чем уверенными и всегда втайне опасаясь, что что-то не получится. Это трагически напрасная трата истины, трата, которая никогда не приносит покоя сердцу.

Есть лучший путь. Он заключается в том, чтобы отречься от собственной мудрости и вместо нее взять бесконечную мудрость Бога. Наше желание знать, что будет дальше, вполне естественно, но это помеха на пути к нашему духовному прогрессу. Бог взял на Себя полную ответственность за наше вечное блаженство, и Он готов все уладить в нашей жизни, если мы с верой повернемся к Нему. Вот что Он обещает: «И поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду нести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их» (Ис. 42: 16).

Пусть Он всегда ведет тебя вперед!

Глаза твои завязаны? Не страшно.

Все знать - любовь нужды не видит в том:

Дитя идет с отцом - лишь это важно.

Пусть неизвестен путь, и пусть ведет он

Через пустыни, горы и болота...

Бог постоянно убеждает нас в том, что мы должны всегда доверять Ему: «Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я - Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 45: 2-3).

Сразу приободряешься, когда узнаешь, сколько великих дел Бог сделал тайно, вдали от глаз людей и Ангелов. Когда Бог сотворил небо и землю, над бездной была темнота. Когда вечный Сын стал плотью, Он какое-то время находился в темноте, во чреве непорочной девственницы. Когда Он умирал на Голгофском кресте, на всей земле наступила темнота. Когда Он воскрес из мертвых, это было «очень рано» утром (см. Лук. 24: 1). Никто не видел, как Он воскрес. Как будто бы Бог говорил: «Нужно, чтобы для вас имело значение только то, чем Я являюсь, ибо в этом ваша надежда и ваше спокойствие. То, что Я сделаю, в конце концов, станет известным, но как Я это сделаю - это Моя тайна. Доверяйте Мне и не бойтесь».

Если доброта Бога желает нашего величайшего благополучия, если мудрость Бога спланировала, как нам этого величайшего благополучия достичь, если сила Бога сделает так, чтобы мы его достигли, то чего же нам тогда не хватает? Несомненно, мы - самые привилегированные из всех сотворенных существ.

В величественных замыслах Творца
Могущество и мудрость без конца.
Все то, что Он создал, чудесным видом
Его святое прославляют имя...

Э. У. Тозер

Выпуски