Введенные в заблуждение

Откр. 2:12-17

Во времена написания этого послания Пергам был главным городом провинции Миссии, расположенным в 135 км. севернее Ефеса.

В 20 году до рождения Христа этот город, будучи цитаделью идолослужения, получил привилегию построения первого императорского храма Римской Империи. Весь Пергам был посвящен идолам, поэтому нет ничего удивительного в том, что Иисус назвал его «престолом сатаны». И  понятно, что христиане, жившие в этом городе, были особенно  жестоко гонимы.

 И ангелу Пергамской церкви напиши …

В истории человечества всегда были благодатные времена, когда Бог говорил к людям. Ведь если Бог умолкает, то человек предоставляется самому себе со всеми вытекающими из этого последствиями:  заблуждением, рабством и гибелью.  Ветхозаветный Израиль не раз испытал на себе все это, когда удалялся от Бога,  искал себе спасение в идолослужении и был близок к погибели. И только благодаря милости Божьей  Израиль сохранился как народ. Несомненно, что послание к Пергамской церкви является, в первую очередь, намерением Бога оказать ей помощь. Однако это послание содержит в себе и указания Иисуса Христа, предназначенные также  для Церкви Божией всех времен.  

 Так говорит Имеющий меч обоюдоострый…

Тот факт, что Иисус предстает перед церковью с обоюдоострым мечом, говорит о Его серьезном намерении и  решительности противостать тому состоянию, в котором пребывала Пергамская церковь. Обоюдоострый меч Иисуса выражает и Его божественную справедливость, которая никогда не бывает односторонней или пристрастной. Своим мечом Господь испытывает обе стороны жизни человека - его дела и намерения сердца (см. Евр. 4:12 и Иоан. 2: 23-25).

 Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что держишься имени Моего и не отрекся от веры в Меня даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа…

Мы видим в Его облике одновременно два, противоречащих друг другу, действия: меч в руке Иисуса  и  Его стремление найти подход к сердцу человека. И эта удивительная возможность такого необычного, на наш взгляд, сочетания подвластна только  Богу. Он с пониманием обращается к церкви и говорит: «Я знаю все. Я знаю, где ты живешь; Я знаю, каково тебе и знаю твою верность» (см. Пс. 138). Каким же утешением для нас является то, что Господь  знает, когда мы идем через страдания, болезни, гонения или нужду! Он - Тот, Кто понимает нас лучше всех. На этой земле нет ничего  драгоценнее, чем быть дитем Божиим,   посвятившим Ему свою жизнь,  пребывающим в Его присутствии и всегда надеющимся на Него.

 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения николаитов, которое Я ненавижу…                                                                      

Это в характере Божьем - видеть все вещи в их реальной действительности, независимо от того, какими бы незначительными и невинными  они не казались в наших глазах. В противостоянии Богу  находится сатана, который с самого начала подвергал все Его слова  сомнению и считал их ничтожными.  Как ему однажды удалось нанести  израильскому народу большой урон через совет Валаама, так и Пергамской церкви -  через  ложное учение николаитов.  В этой церкви были определенные люди, которые считали себя христианами, но их сердца не претерпели изменения, и они не стали новыми людьми. Самым опасным было то, что эти люди принесли в церковь языческие обычаи, и произошло смешение Божьего учения и человеческого. Со временем это смешение укоренилось, превратившись в ложное учение, и на протяжении столетий оно постоянно проявлялось в Пергамской церкви. Чтобы лучше понять этих людей, необходимо исследовать характер Валаама. Слово Божие открывает нам,  что Бог  не был чужд Валааму (Ему он молился и спрашивал у Него совета),  но у этого человека было превратное понятие о Боге (Пс. 49: 16-21). Ради подарков Валаам был готов  проклясть народ Божий. И кроме этого, у него было раздвоенное сердце. Когда Бог поставил перед ним ясное и конкретное « нет», Валаам, ради награды, взял его под сомнение  и подумал, что Бог, быть может, изменит свое решение. Однако перед посланниками Валака  он представил себя  человеком, который хочет быть послушным Богу и сказал: «… хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего…» (Чис. 22: 18). Можно представить себе, с какой охотой он последовал за  посланниками. Ослепленный наградой, Валаам даже не увидел на дороге ангела с обнаженным мечом. И не смотря на то, что  Бог открыл ему глаза, и он понял серьезность Божиих намерений , он всё же говорит: «… согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь» (Чис. 22: 34). Валаам упускает эту благоприятную возможность - момент послушаться Бога и вернуться назад - и ставит своё «если». Но самым большим преступлением Валаама было то, что он научил Валака устроить праздник с израильтянами и соблазнить их ко греху  моавитскими женщинами (Чис. 31:16). Слово Божье открывает нам здесь одну из тайн злых поступков. Читая историю народа Божьего, мы часто находим похожее состояние: человек выдаёт себя за верующего, а в действительности носит образ этого мира в себе. И при всём том, что эти люди ясно осознают присутствие греха в своём сердце  (независимо от формы его проявления), они всё же не считают такое положение опасным.  Именно таких людей сатана использует соблазном для окружающих. Разве вы не знаете, что когда на малое не обращаешь внимание, тогда позже не достает зрения на большое? Почему то, что надо было удалить, становится обычной нормой жизни? Как трагично, что многими не признается эта реальность. Пусть нам Господь дарует благодать, увидеть все так, как Он это видит.

Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь, мечем уст Моих.

Проблема Пергамской церкви была в том, что она не занимала конкретной позиции по отношению к ложному учению. Мы знаем, что Бог последователен во всем, и Он не бездеятелен в Своем видении - Он требует покаяния. А в истинном покаянии и сердце, и поступки действуют в созвучии с волей Божьей. В противном случае Иисус призовёт церковь к ответу и начнет борьбу с ложными учителями. Слово Божье говорит: «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:31).

 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

Среди волнений нашей суетной жизни особенно важно иметь ухо, слышащее Бога. Знамением нашего времени является активная деятельность человека, давление времени, стрессы и различные факторы, отвлекающие наше внимание от главного. И это всё часто и мешает нам ясно услышать голос Божий. Потому для каждого дитя Божьего всегда самым важным является время, отведённое для уединения со словом Божьим. Лишь там, наедине с Богом, мы получаем способность не только слышать и понимать Его, но и одерживать победы. Господь желает победителю дать то, что предназначено только лично ему - сокровенную манну или новое имя, которого никто не знает. Бог желает участвовать в твоей жизни. Он хочет сделать тебя Своим другом и быть твоей крепостью. Господь желает не только одарить тебя, но и открыться тебе Сам (Иоан. 14:21).Только таким образом ты можешь уподобиться Ему и достигнуть возраста мужа Божьего, которого Он сможет использовать в Своем деле.

 Роберт Ротфус, Кальф (Германия)