Мы несем ответственность перед Богом

Содержимое

Когда Даниил Вебстер был госсекретарем, он однажды устроил праздничный пир для своих друзей. Сам он во время пира был очень серьезен, задумчив и погружен в свои мысли. Гости напрасно пытались втянуть его в оживленную беседу. В конце концов один из присутствующих спросил его: «Господин Вебстер, какая самая важная мысль когда-либо занимала вас?» Тогда Вебстер быстро встал и спросил: «Есть ли здесь какой человек, не знающий меня?» «Нет, здесь все твои друзья, хорошо знающие друг друга», - ответил кто-то. На это Вебстер с глубокой серьезностью сказал: «Самая важная мысль, занимавшая меня, была мысль о моей личной ответственности перед Богом»…

Ни одна мысль в Библии не имеет для каждого из нас большей важности и значимости, чем та, что мы ответственны перед Богом и однажды дадим перед Ним отчет – как мы провели свою жизнь на земле, как использовали время благодати. К сожалению, многие люди почти не обращают внимания на этот важный вопрос, – они вообще не хотят думать о своей ответственности перед Богом, да и среди верующих мало кто придает необходимое значение этому архиважному делу.

В последние десятилетия многое изменилось. Сегодня много говорится о проблемах молодежи и их преступлениях. Но разве, большей частью, причиной и основанием этих проблем не является то, что подрастающему поколению не внушили эту важную мысль о том, что они несут ответственность перед Богом за свою жизнь, и что Он однажды потребует от них отчета за все их поступки и дела? Дети и молодые люди, как правило, таковы, какими стали посредством воспитания. В притчах 22:6 говорится: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Радость или страдание, приносимые нам детьми, зависят большей частью от нашего их воспитания.

Главной ошибкой является то, что люди повсеместно забывают о том, что детей надо воспитывать в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4).

Апостол Павел в этом месте посл. к Ефесянам особенно обращается к отцам. Отец – глава дома и в первую очередь ответственен за воспитание детей. Крайне безответственно, если из-за желания или даже необходимости «делать деньги», отец упускает свою самую главную обязанность. Деньги, которые он собрал за счет упущения в воспитании своих детей, будут жечь голову несчастному отцу, как горящие угли. Дети, выросшие без отцовского и родительского авторитета в семье достойны сожаления. Как правило, они сами несчастны и делают несчастными окружающих. В некоторых семьях, вместо того, чтобы быть послушными, дети управляют родителями. О пунктуальном послушании дети нашего времени почти ничего не знают. Разве вы не видите повсюду последствия этого?

Дух наглости и непослушания, который начинается в семье и продолжается в гражданской жизни, проторил себе гладкую дорожку к разрушению нашего государства. Ребенок, не уважающий своих родителей и не послушный им, будучи взрослым, не станет почитать правительство. Государство – это просто расширенная семья.

Дети, которые с раннего детства не научились и не поняли, что они ответственны перед родителями, как правило, не способны понять и научиться нести ответственность перед Богом как высшим авторитетом. Именно здесь основа и начало современных проблем у молодежи.

Сегодня наступило самое время, чтобы церковь начала указывать на обязанности людей по отношению к Богу. Здесь тоже имеется много упущений. В последние годы в проповедях отсутствовало позитивное и четкое: «Так говорит Господь!». Все усилия и старания были направлены на то, чтобы лить бальзам на раны страждущим и утешать печальные сердца, – что тоже необходимо делать, – но повсеместно упускается необходимость со всей решительностью делать ударение на то, что Бог потребует отчет от всякого, кто пренебрегает Его Словом и требованиями, выраженными в нем.

Необходимо ясно и конкретно проповедовать и выделять те требования, которые предъявляет Бог к людям. Стало общепринятым избегать выражений, типа: «ты должен», «ты не должен», «вы обязаны».

Молодые люди, не научившиеся дома признавать авторитет родителей, не имеют должного благоговения перед храмом Божьим, но легко выказывают пренебрежение требованиями, которые ставит Бог человеку. Забывается очень существенное, а именно – то, что Бог остается главным авторитетом (а Он высшая инстанция авторитета), что Его Слово имеет решающее значение и служит мерилом, Его закон стоит выше всего и что Он потребует ответа от всех, кто пренебрегает Им.

В нашем стремлении приобрести людей для Христа, мы делаем ударение только на то, что Бог для нас хочет сделать и действительно делает. При этом мы забываем упомянуть о том, что человек должен сделать для Бога, о тех обязанностях, которых от него требует Бог. Мы говорим о том, что наше право – пользоваться всеми обетованиями, которые даны в Писании, но упускаем упомянуть, что и Бог предъявляет определенные требования к человеку и ставит какие-то условия. Мы не должны забывать, что можем получить чудесные Божьи обетования только в том случае, если исполнили связанные с ними условия и требования.

Мы пытались объяснить людям, что Бог предлагает свободу выбора каждому человеку: служить Богу или нет; но мы не всегда подчеркивали, что Бог ставит человеку определенные условия, совершенно независимо от того, какой выбор сделает человек или какое решение он примет. Мы сразу объявили человеку, что, живя во грехах, он разрушает свою плоть. Но мы не должны забывать, что жизнь и все, что с ней связано, в первую очередь принадлежит не нам, что она дана нам Богом и что мы ответственны за то, что мы с ней сделаем или как проживем.

Совершенно ясно, что Бог является владельцем Своего творения, вызвав нас к жизни, и на это сделано особое ударение в Библии. (Пс. 23:1;  Пс. 49:7-12;  Лев. 25:23;  1 Кор. 6:19-20). Жизнь не принадлежит нам, она дана нам Богом для служения Ему. Он Сам распоряжается ею. Об этом ясно говорит притча о десяти талантах (Мф. 25:14). В тот момент, когда мы начинаем свою жизнь на земле, Господь дарит нам все ее богатства. Принимая жизнь, мы принимаем и богатства, которые предлагает нам Бог. Жизнь со всеми прилагаемыми дарами, является данным нам Богом доверенным владением для верного управления. Мы не являемся абсолютными владельцами – все принадлежит Богу, и, в конечном счете, мы дадим Ему отчет за то, как мы распорядились вверенным нам «имуществом».

Так как наша жизнь принадлежит Богу, мы должны обращаться к Нему за указаниями для правильного управления ею; мы должны узнать и научиться исполнять Его волю относительно использования и употребления нашей жизни. И мы знаем, что Бог спросит с нас отчет: использовали ли мы свою жизнь в согласии с Его волей или нет. Павел говорит: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:1-2). Бог требует от нас верного управления тем, что Он нам вверил. Хорошо, если мы постоянно помним о том, что Он точно следит за Своими требованиями в этом отношении.

Рассмотрим немного подробнее притчу о доверенных талантах. Двое слуг стали трудиться над тем, чтобы мудро использовать доверенные деньги, вкладывая их в дело и получая доход. Они поступали здесь в согласии с желанием и волей своего господина. Третий слуга, из лени, боязни и по глупости, вырыл яму и спрятал в ней деньги своего господина. Он считал свой поступок мудрым. Но когда господин вернулся, то в первую очередь потребовал отчета в использовании денег. Он похвалил и наградил тех слуг, что пустили деньги в оборот и получили доход. Тот же слуга, который зарыл деньги своего господина в землю, не использовав их, был порицаем хозяином; более того, его наказали за его лукавство, выбросив вон во тьму внешнюю.

Это говорит о том, что Бог от нас требует верности, причем верности, соответствующей масштабу Его Слова и статус которой определяется Им Самим, а не людьми. Бог требует исполнения Его воли. Никто не сможет оправдаться тем, что Его воля была нам неизвестна. Каждый может знать, какова воля Божья, и поступать согласно ее.

Может быть, ты думаешь, что Бог слишком строг и жесток, как то считал ленивый и неверный слуга в притче? Но этому слуге не мешало бы потрудиться узнать, в чем же состояла воля его господина и чего от него следовало ожидать. Вообще причина здесь кроется не в незнании, а, скорее всего, в лености и желании проведения личной воли.

Не будем же забывать, что данная нам Богом жизнь доверена нам как добро, за использование или пренебрежение которым Он потребует от нас отчета. Именно в этом отношении мы будем судимы соответственно требований Слова Божьего. Мы будем отвечать за то, что мы есть. Воля Божья – чтобы все люди стали Его детьми, прославляющими Его имя на земле и живущими во славу Его. Для этого Он дал нам совершенно определенные положительные заповеди: «Исполняйтесь Духом», «Будьте святы, ибо Я свят»… Он заповедал в Своем Слове совершенно ясно, чтобы все, что мы делаем, мы делали во славу Божью. Никто не может пренебречь этими требованиями и заповедями Бога. Мы можем говорить, что будем жить и поступать так, как мы этого хотим, что это наше личное дело и право, и т. д.; мы можем говорить, что многие люди так поступают, что это никого не касается, если мы проводим свою жизнь во грехах; но это все неправда.

У нас есть свобода выбора, как жить нам здесь на земле,- по воле Божьей или нет,- но не в нашей власти выбор вытекающих из этого последствий. Право принимать это решение остается за нашими родственниками, государством и в последней инстанции вынесет Свой приговор Бог.

Каждый из нас должен прожить жизнь по предначертанной для нас в Слове Божьем воле Бога. – И Он требует от нас отчета, делаем ли мы это или нет. Мы дадим ответ Богу за то, что мы сделали из нашей жизни: были ли Ему послушны, подчинили ли Ему свою жизнь и отдали ли Ему на служение, так что она стала чистой, святой и благоугодной Ему, прославляющей Его имя, или мы вели эгоистичную и греховную жизнь, не заботясь о правилах и предписаниях Бога и Его Слова. В Слове Божьем ясно сказано, что каждый человек сам за себя даст отчет.

Мы отвечаем также за все наши поступки. За образ и действие, разговоры и отношение к окружающим, за то, что упускаем делать добро, и за зло, которое творим, - за все это мы ответственны перед Богом. Иисус и это ясно объяснил нам и показал, что нет необходимости – даже в прямом смысле – грешить. Если в нас возникает желание делать зло, мы так же виновны, как будто мы его уже совершили. В Матф. 12:36 Иисус сказал: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». Это очень ясно показывает нам, что мы ответим за каждое праздное слово.

Мы часто склонны думать, что все, что мы думаем и делаем, является нашим личным делом и касается только нас, поскольку прямо не задевает других и не наносит им вреда. Но это неверно. Тот богатый человек, который сломал старые житницы и построил новые, был назван безумцем и осужден, потому что считал, что все сделанное им касается только его одного. У нас нет личных дел, которые в первую очередь не принадлежат Богу. Все, что нельзя сделать во славу Божью, лучше оставить несделанным. А что можно сделать во славу Божию, должно быть сделано.

 Мы также ответственны за дары и таланты, которыми обладаем, за то, как мы их используем – соответственно ли воле Бога или – злоупотребляем ими. Это все относится к тому, что мы называем личным. Притча о неправедном домоуправителе говорит об этом ясно. Бог желает, чтобы все одолженные нам дары и способности развивались во славу Его и были посвящены Ему, а также служили во благо окружающим. Этот принцип распространяется на всю нашу жизнь и на все сферы и области жизни. Наша жизнь принадлежит Богу. Он дал нам ее и исполнил все для нашего спасения. Человек продал себя дьяволу, но Бог вернул его высокой, самой дорогой ценой – Кровью Своего возлюбленного Сына.

Мы все свободны выбирать, как нам жить. Но мы не можем выбрать для себя последствий нашего выбора. Это можно сравнить с едой. Если мы не хотим кушать, то никто не может нас заставить, - мы сами решаем, есть нам или не есть. Но мы не можем решать за последствия, если откажемся есть. На это у нас нет права. Если мы хотим жить и быть здоровыми, то мы должны кушать. Точно так же мы можем сделать выбор: жить для Бога или нет; но последствия своего решения будем нести мы сами.

Через всю Библию – как факт и истина – проходит мысль о нашей ответственности перед Богом. «Каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12). Это непреложный факт. Неважно, что мы об этом думаем. Факты остаются фактами независимо от того, принимаем ли мы их или отвергаем. Мы ответственны перед Богом независимо от того, согласны мы с этим или нет.

Мы не можем сказать: «Это мое личное дело – как я живу». Даже гражданское правительство имеет право что-то возразить в этом отношении. Если уж оно имеет это право, то тем более Бог, от Которого мы зависимы. Мы можем пренебрегать Его требованиями, но Он привлечет нас за это к ответу.

                  Р. Н.

Выпуски