Всеведение Бога

Содержимое

Э. У. Тозер

Господь, Ты знаешь все; Ты знаешь о моих падениях и о моих подъемах, Тебе ведомы все мои пути. Я не могу сообщить Тебе ни о чем новом для Тебя и знаю, что напрасно пытаться скрыть что-то от Тебя. В свете Твоего совершенного знания я буду казаться неумелым, как малое дитя. Помоги мне отложить в сторону всякую заботу, ибо Ты знаешь, каким путем мне надо идти; а когда Ты очищаешь меня, я становлюсь, как чистое золото. Аминь.

 Сказать, что Бог знает все, - значит сказать, что Он обладает совершенным знанием и поэтому Ему не нужно ничего изучать. Более того, это значит сказать, что Бог никогда не учился и Ему незачем учиться.

Священное Писание говорит, что Бог никогда ни у кого не учился: «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него, и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?» (Ис. 40: 13-14); «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11: 34). Эти риторические вопросы, заданные пророком Исайей и апостолом Павлом, подтверждают, что Бог никогда не учился. Из этого следует вывод, что Богу незачем учиться.

Если бы Бог когда-нибудь и как-нибудь мог получать знания, которыми Он бы не обладал, причем не обладал бы вечно, то Он был бы несовершенным, чем-то меньшим, чем то, что Он есть. Подумать о том, что Бог может учиться у какого-то учителя, пусть это будет даже Архангел или Серафим, - значит подумать о ком-то другом, а не о Всевышнем, Творце неба и земли.

Я думаю, что в данных обстоятельствах рассматривать Божественное всеведение от противного - вполне оправдано. Поскольку наше интеллектуальное знание о Боге мало и неопределенно, мы иногда значительно продвигаемся в наших попытках разобраться в том, что же такое Бог, думая о том, чем Он не является. Поэтому в процессе  изучения атрибутов Бога мы были вынуждены часто использовать отрицание. Мы увидели, что у Бога нет происхождения, что у Него нет начала, что Ему не нужны помощники, что Он не претерпевает никаких изменений,  что в Его драгоценном существовании нет никаких пределов.

Эта попытка объяснить людям, что такое Бог, показав им то, чем Он не является, используется и авторами Священного Писания, получившими Божье вдохновение. «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, - взывает пророк Исаия,- что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» (Ис. 40:28). А краткое утверждение Самого Бога: «Я - Господь, Я не изменяюсь...» (Мал. 3: 6) - говорит о Божественном всеведении больше, чем может сказать трактат из десяти тысяч слов, составленный без единого отрицания. Апостол Павел с помощью отрицания говорит о правдивости Бога: «...неизменный в слове Бог...» (Тит. 1: 2). А когда Ангел утверждает, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук. 1: 37), два отрицания перерастают в утверждение.

Бог в совершенстве знает Самого Себя, и, поскольку Он - Источник и Творец всего, Он знает все, что можно знать. Он знает это с самого начала и со всей полнотой совершенного знания, которое включает каждую возможную частицу знания обо всем, что существует, или могло существовать где-либо во Вселенной в любое время в прошлом, или же будет существовать когда-нибудь спустя столетия или тысячелетия.

Бог мгновенно и без всяких усилий узнает обо всей материи; обо всех делах; обо всех умах и о каждом уме в отдельности; о каждом духе и обо всех духах; обо всех существах и о каждом существе в отдельности; обо всем творении и о каждой твари; о каждом множестве и обо всех множествах; обо всех законах и о каждом законе в отдельности; обо всех отношениях, причинах, мыслях, тайнах, загадках, чувствах, желаниях; о каждом секрете, не высказанном никакими словами; обо всех престолах и владениях; обо всех личностях; обо всех вещах, видимых и невидимых на небе и на земле; о движении, пространстве и времени; о жизни и смерти; о добре и зле, о небесах и об аде.

Знание Бога обо всем совершенно. Он знает не что-то лучше, что-то хуже, а обо всем знает одинаково хорошо. Он никогда ничего для Себя не открывает. Он никогда не удивляется, не изумляется. Он никогда не спрашивает Себя ни о чем, никогда не ищет информации и не задает вопросов (за исключением тех случаев, когда вызывает на разговор людей для их же собственного блага).

Бог существует в Самом Себе и Сам по Себе, и Он обладает совершенным знанием о том, чего ни одно сотворенное существо знать не может,- о Самом Себе: «...Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор. 2: 11). Только Бесконечный может знать о Бесконечном.

Божественное всеведение вызывает в нас страх перед Богом и восхищение Им. То, что Бог насквозь знает каждого, может заставить содрогнуться от страха того, кому есть что скрывать - какой-нибудь грех или преступление. Не получившая благословения душа вполне может дрогнуть от мысли о том, что Бог знает неубедительность каждой отговорки и никогда не примет необоснованных оправданий потому, что Он прекрасно знает истинную причину греховного поведения: «Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего» (Пс. 89: 8).

Как страшно становится, когда видишь сынов Адама, которые все еще пытаются спрятаться от Бога. Но где им спрятаться? «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?.. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день...» (Пс. 138: 7, 11-12).

Нам, бежавшим в поисках пристанища, а потом ухватившимся за надежду, данную в Евангелии, очень приятно знать о том, что Небесный Отец знает о нас все. Перед Ним никакой лжец не сможет оклеветать нас, никакой враг не сможет обвинить нас, никто не откроет ужасы нашего прошлого. Ничто не отвратит Его от нас, поскольку Он знал о нас все еще до того, как мы узнали Его, и Он позвал нас к Себе, зная все обо всем том, что свидетельствует против нас. «Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, - а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис. 54: 10).

Небесный Отец знает, из чего мы состоим, и помнит, что мы - прах. Он знал о нашем врожденном коварстве и ради Себя Самого решил нас спасти (см. Ис. 48: 8-11). Божий Сын, находясь среди нас, испытывал физические страдания во всей их силе. Иисус Христос знал о наших бедах и несчастьях не только теоретически; Он лично испытал их на Себе и относится к страдающим людям с теплотой и сочувствием. Что бы с нами ни случилось - Бог знает об этом и заботится о нас как никто другой.

 Он дает Свою дивную радость всегда.
Он для нас умалился и стал как дитя.
Муж скорбей знает горечь и боль; Ему жаль,
Он грустит - Ему тоже известна печаль.
Ты не думай, что можешь от горя вздыхать,
А Создатель отнимет Свою благодать;
Ты не думай, что можешь лить слезы в беде,
А Создатель не даст утешенья тебе.
Он дает Свою радость и песни в ночи,
Чтобы наши печали от нас удалить…
         Уильям Блэйк

Выпуски