Содержимое

ЛЕСТЬ

 ...Не было лести в устах Его. 1 Пет. 2:22. Так апостол Петр говорит о Христе.

«Лесть подобна оружию, нарисованному на картине. Она доставляет приятность, а пользы никакой», - говорил древнегреческий мудрец Пифагор.

Френсис Бэкон относил лесть к роду дудки, которой приманивают птиц, подражая их голосам. А Франсуа Ларошфуко заметил: «Лесть - это фальшивая монета, имеющая хождение лишь благодаря нашему тщеславию». Лесть определяют как «арфу тщеславия», «шубу из теплых слов», подкоп порока под добродетель, чтобы она пала.

О Христе сказано, что не было лести в устах Его. Но если Христос никому не льстил, то лжехристос  «привлечет к себе лестью» всех, «поступающих нечестиво против завета» (Дан. 11:32).

Психология большинства людей настроена не на истину, а на лесть:«.. .говорите нам лестное, предсказывайте приятное» (Ис. 30:10), - предлагают они. Так, например, израильский царь Ахав, настроенный на предсказания льстивых пророков, не воспринял предостережение истинного пророка Михея, поскольку оно задевало его самолюбие (3 Цар. 22:13). Предпочитая горькой правде сладенькую лесть, нечестивый руководитель Израиля обрекал себя на погибель.

Человеческое общество страдает смертельной болезнью греха, чреватой погибелью, но люди не желают  слышать об этом. Им нужны только оптимистические прогнозы. Потому-то, по предвидению апостола Павла, люди «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4:3).

 Все мы помним басню Крылова «Ворона и Лисица». Вороне, которой Бог послал кусочек сыра, Лисица стала так искусно льстить, что спровоцировала на сольное исполнение известной арии. Ворона каркнула во все воронье горло, и сыр стал достоянием льстивой Лисицы. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна»,- пишет дедушка Крылов. Правда, Дейл Карнеги рекомендует поощрять своих собеседников, но не лестью, которая является незаслуженной похвалой, а наградой как более точной оценкой человеческого достоинства. «Что плавильня - для серебра, горнило для золота, то для человека уста, которые хвалят его» (Пр. 27:21), - заметил Соломон.  Похвала может поощрить человека, обнаружив его скромность и смирение, а может вскружить ему голову, возбудить чувство превосходства над другими людьми и тем самым погубить его.

Льстецы всегда готовы елейно улыбаться и услужливо прогибаться. Однако самое страшное - то, что человек, которому льстят, лишается объективной оценки своих действий и может погибнуть.

Был такой библейский царь Иоас. Его спасла от смерти богобоязненная тетя, жена священника Иодая. Шесть лет он воспитывался в религиозном духе. Затем стал царем и благодаря своему дяде благословенно и долго царствовал, подвизаясь против идолослужения. Однако когда дядя Иодай скончался, пришли князья иудейские и поклонились царю; тогда царь «стал слушаться их» (2 Пар. 24:17).

Возможно, они прельстили царя слащавыми и хитрыми словами, которые побудили Иоаса вернуться к идолослужению. Хуже того, он игнорировал пророков, увещевающих его покаяться. А пророка Захарию, сына священника Иодая, который сделал ему столько добра, он повелел казнить. Казнь совершили, побив его камнями прямо во дворе Дома Господнего. Но последние слова мученика Иоас не мог забыть: «Да видит Господь и да взыщет!». Рабы царя составили против него заговор и убили его прямо на постели (2 Пар. 24:25). Так льстецы погубили царя, который хорошо начинал, да плохо закончил. Отсюда следует недвусмысленный вывод: «Берегись льстецов». И верно замечено, что льстецы похожи на друзей, как волки на собак.

Почему Библия осуждает лесть? Прежде всего потому, что лесть является вариантом лицемерия. Больше того, лесть лжива в той или другой степени. «Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. Истребит Господь все уста льстивые» (Пс. 11:3-4). По утверждению Соломона, «человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Пр. 29:5).

Когда-то фарисеи, задавая Христу вопрос о налогах, пытались польстить Ему и таким образом заманить Его в западню. Прислушаемся к приторно сладкой патоке их речей: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо» (Мф. 22:16). А далее последовал коварный вопрос о подати кесарю, которым враги Христа хотели заманить Его в политический капкан. Однако Господь распознал лукавый умысел фарисеев. Ведь фарисеи всегда льстят.

Молодым людям следует остерегаться льстивых речей профессиональных соблазнителей и соблазнительниц. Опытный Соломон, хорошо в этом разбирающийся, рассказывает о наивном юноше, доверившемся той женщине, которая «множеством ласковых слов... увлекла его, мягкостью уст своих овладела им» (Пр. 7:21).

Когда-то народ польстил царю Ироду, говоря: «Это голос Бога, а не человека» (Деян. 12:22). Царь не пресек незаслуженную похвалу, не переадресовал ее Тому, Кому она действительно принадлежала и погиб, изъеденный червями. Можно сказать, червями лести, которые паразитируют и размножаются благодаря сладкоречивым личностям.

Каким образом освободиться от преувеличенного мнения о самом себе как от благоприятной почвы для лести? Апостол Павел предписывает: «не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3).

Далее, следует освободиться от лицемерия и лицеприятия как предпосылок для лести и подобно Елиую сказать: «На лицо человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану, потому что я не умею льстить » (Иов 32:21-22).

Хорошо, если вслед за апостолом Павлом мы сможем повторить: «...никогда не было у нас (пред вами) ни слов ласкательства... ни видов корысти» (1 Фес. 2:5-6). Да поможет нам Господь самим никому не льстить и не попадаться в лицемерную ловушку лести!

            А. Савченко

ЩИТ ВЕРЫ

 На столбе монтер чинил электропровод. Несмотря на жаркий и солнечный день, он был обут в резиновые сапоги. Проходящий мимо мальчик поинтересовался: «Зачем вы надели сапоги? Вы думаете, что будет дождь?».  Монтер объяснил, что электроток, с которым он имеет дело, не ударит его, поскольку не проходит через резину.

Что же обеспечивает нам, христианам, безопасность от высокого напряжения сил зла? Что является изоляционным материалом, предохраняющим нас от ударов греха? Прежде всего - вера, проявляющаяся в делах праведности и действующая любовью. Щит веры отражает все раскаленные стрелы лукавого. Вера же происходит от Слова Божьего (Рим. 10:9-10).

Слово Божье помогает нам отражать все искушения, ереси, преодолевать уныние.

 ЧУЖДЫЙ ОГОНЬ

     Надав и Авиуд «...принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им» (Лев. 10:1-2). Они должны были уважать Аарона и следовать его указаниям. Однако духовно незрелые юноши пренебрегли им и проявили самодеятельность. Их человеческое усердие и ревность не по разуму дорого обошлись им: они погибли.

Тот, кто бежит, когда его не посылают, и делает то, чего ему не поручают, рискует потерять жизнь, причем не только временную, но и вечную.

Как-то мне довелось слушать молитву потерявшего достоинство служителя, в которой он пытался ядовито и злопамятно критиковать руководство своей церкви. Было очевидно, что подобный «фимиам» дальше потолка не вознесется, ибо такая фарисейская молитва была рассчитана на публику. Многим стало не по себе от такого циничного святотатства, когда святое таинство молитвы превратилось в орудие сведения счетов с ближними. Это кощунство, по сути дела, было чуждым огнем. Такая каинова жертва, как дым, пресмыкалась по земле.

Жонглирование библейскими цитатами, манипулирование духовными предметами с целью защиты собственной личности - бессовестный цинизм, кощунство и чуждый огонь.

 НАДЕЖДА

 Художник Уатс. Картина «Надежда». Над земным шаром с полузакрытыми глазами стоит одинокая женщина. В руках у нее - арфа, у которой оборваны несколько струн. Однако женщина играет на оставшихся струнах, стараясь не исказить мелодию. Над ней в полумраке сияет звезда. Это - ее надежда.

Человек может потерять деньги, здоровье, друзей, но он не должен потерять надежду на Христа. «Ибо мы спасены в надежде» (Рим. 8:24), - писал апостол Павел, для которого даже смерть была «приобретением» (Флп. 1:21). Без Христа смерть - утрата всего, даже вечности. Во Христе смерть - приобретение! «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы силою Духа Святого обогатились надеждою» (Рим. 15:13).

 КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗЛОПАМЯТНЫХ И ЗЛОРЕЧИВЫХ ЛЮДЕЙ?

 Люди, одержимые духом зла, отличаются злопамятностью и злоречием. Действия сатаны направлены на то, чтобы смутить христиан, напоминая им о прошлых грехах. Более того, он искусно живописует их, преувеличивая погибельную перспективу наших грехов. «Тактика напоминания» дает дьяволу возможность манипулировать верующими людьми, спекулировать на их чувстве виновности.

То же самое делают злые люди-манипуляторы, водимые дьявольским духом злопамятства. Как избавиться от таковых? Нужно сказать: «Отойди от меня, сатана! Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха!».

И будьте уверены: ваши обвинители, видимые и невидимые, исчезнут.

 КАК ВОССТАНОВИТЬ УТРАЧЕННОЕ?

 Как восстановить утраченное? Ведь ничто не исчезает бесследно. Как-то сотрудник великого химика Майкла Фарадея нечаянно уронил серебряную ложку в сосуд с кислотой. Кислота мгновенно «съела» эту ложку, растворив ее в своей среде. В эту минуту в лабораторию вошел Фарадей. Увидев опечаленного ученика и выяснив причину его скорби, он бросил в сосуд с кислотой какие-то реактивы. В результате реакции серебро выпало в осадок. Из этого серебра ювелир снова сделал ложку.

Так в день воскресения мертвых Господь воссоздаст наши тела из праха. «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (Иов 19:25), - утверждал древний патриарх.

В компьютере какой-то отслуживший файл, отработанная информация могут попасть в корзину для мусора. Однако в случае необходимости файлы из корзины могут быть извлечены и восстановлены.

Как по команде «восстановить» пользователь компьютера возвращает к жизни похороненные в мусорной корзине файлы, так и Господь воскресит умерших. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Бог, оживотворяющий наши души от мертвых дел к упованию живому, без труда извлечет наши тела из могильных ям, чтобы реконструировать их в новые дома для вечности. 

Выпуски