О молитве

Содержимое

Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Пс. 129:1-2

«Из глубины взываю к Тебе, Господи…» Такими словами начинается одна из песен восхождения, в которых псалмопевцы воспевали Господа, одновременно обнаруживая свое богопознание. На основании этого библейского текста будем рассматривать три вопроса, касающиеся молитвенной жизни христианина: что такое голос молений, откуда Бог хочет слышать этот голос и каковы плоды молитв, исходящих из глубины.

Однажды проповедник Дуайт Муди на одном из детских собраний спросил: «Что такое молитва?» Отвечать на этот вопрос он рассчитывал сам, понимая, что для детей это будет слишком сложно. Но один мальчик, на удивление, ответил очень метко: «Молитва – это просьба к Богу во имя Иисуса Христа, а также признание своей греховности и благодарность Богу за Его милосердие».

Как бы ответили на этот вопрос мы?

Для кого-то молитва – это просто религиозная обязанность, без которой не попасть на небо; для кого-то это что-то незначительное и второстепенное. Кто-то сказал: «Молитва – это стук нищего в дверь богатого». Да, Господь – «богатый для всех, призывающих Его» (Рим. 10:12), однако значение молитвы одними только просьбами не исчерпывается.

Голос молений – это средство общения человека с Богом. Взывающий к Богу не просто дает Ему возможность ответить на какую-либо просьбу, а входит в общение с Ним. Подобно тому, как люди ближе узнают друг друга посредством встреч и общения, так и Бога мы познаем, общаясь с Ним. И чем больше мы преуспеваем в молитве, тем глубже будет наше богопознание, тем больше мы научимся понимать нашего Бога и Его волю.

Апостол Павел свидетельствует: «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его, и Он сказал мне…» (Д. Ап. 22:17-18). Молитва – это лучшее средство, при помощи которого можно увидеть Бога, услышать Его голос и понять Его волю.

Прежде чем вступить в общение с Моисеем, Бог сказал ему: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Бог не хочет, чтобы мы приближались к Нему безрассудно, не задумываясь о Нем и о Его сущности. Бог свят и потому требует от нас святого отношения к Себе: «Сними обувь твою…» - то есть освободись от всякой нечистоты, которая пристала к тебе от мира, займи правильное положение, смирись, и тогда, благоговея перед великим Богом, ты сможешь вступить в общение с Ним.

Одна из причин пассивности молодежи, нежелания брать на себя нагрузки в церкви, посвящать себя на служение Богу – это отсутствие глубины в молитвенной жизни. Кто сегодня стремится увидеть Господа, соединившись с Ним в молитве? Кто стремится больше познать Его и наполнить свои уста славословием, стоя перед Ним на коленях?

Один миссионер получил печальное известие от своих родных, и это просто выбило его из колеи, парализовало его служение. Он постоянно был занят мыслью, как разрешить проблему, как помочь родным. Он читал Библию, но не находил в ней ответа. Он молился, но и в молитве не мог обрести покой. Затем он решил посетить другого миссионера, который трудился в соседней области. Когда он вошел в его дом, ему в глаза бросился текст: «За все благодарите». Миссионер встрепенулся: «Почему я этого не делаю?». В тот же день он начал благодарить Бога за могущество, а также за то, что Он знает проблемы родных и не оставит их в трудностях. Миссионер заметил, что сомнения и страхи, наполнявшие его, куда-то исчезли, вместо них в сердце водворился мир. Вскоре он узнал, что у родных все устроилось и они в полной безопасности. Бог остался верен Себе и не отверг молитвы Своего раба.

Псалмопевец свидетельствует, что он взывает к Богу из глубины. Именно такие молитвы Бог желает слышать. Можно подумать: разве есть еще какое-то другое место, откуда можно было бы взывать к Богу? Увы, есть. Множество христиан взывают к Богу не из глубины. Они молятся «с берега»: пока все хорошо, Бог им не нужен, о молитве они и не думают. Но как только они попадают в критическую ситуацию, с их уст начинают срываться отчаянные вопли: «Господи, спаси! Господи, помоги!». Даже среди неверующих можно встретить людей, которые в трудные моменты жизни о чем-то просили Бога, и Он им отвечал. А потом они быстро все забывали и Бог становился им не нужен. Таковы молитвы «с берега».

Глубины в молитве достигает человек, которому трудно расстаться с Богом, трудно прекратить общение с Ним – он просто не поднимался бы с колен! Одного труженика на ниве Божьей спросили, в чем секрет его успешного служения. Он ответил: «Я обретаю силу в ежедневной двухчасовой молитве». Плодом такой молитвенной жизни будет успех и благословение в служении.

Глубина молитвенной жизни определяется не только временем, но и вдохновением. Великие мужи Божьи молились по два или три часа в день не потому, что приняли решение молиться долго. Они просто не могли не молиться. В молитве они видели Бога, созерцали Его славу и стремились еще больше познать своего Творца.

«…Поток Божий полон воды» (Пс. 64:10). Бог хочет, чтобы мы жили в этом потоке. Не рядом с ним, а в самом потоке, жили полноценной жизнью, взывали к Богу из глубины, видели Его славу и возносили Ему хвалу от всего сердца.

Погруженный в молитвенный поток молится не только о своих нуждах и о себе, но и о домашних, о близких и дальних, о неспасенных грешниках. На глубине Господь учит ходатайствовать за других.

Иисус Христос – совершенный Человек – не мог обходиться без молитвы. У Него не всегда было время для еды и сна, но для общения с Богом оно находилось всегда.

Почему мы порой изнемогаем в битве с грехом и нередко унываем? Почему так мало грешников кается в наших собраниях? Почему у нас еще есть неспасенные родственники? Потому что мы мало молимся!

Молитва дана Богом не как тяжелая ноша, а как великая радость и сила, которой можно и нужно пользоваться в служении Богу.

Молитва, исходящая из глубины, богата плодами. «Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоан. 16:24). Господь хочет отвечать нам, хочет совершать через нас Свое дело, поэтому взывать к Нему из глубины – это не пустое занятие.

Один служитель предложил братьям и сестрам в своей общине усиленно молиться об обращении грешников, причем не любых грешников, а самых больших. Из всей церкви на этот труд откликнулось всего шесть человек. Они решили, что будут молиться и каждый из них в своем районе найдет самого большого грешника и засвидетельствует ему о возможности спасения. Спустя несколько дней сам служитель отправился на поиски такого человека. Увидев в переулке одетого в жалкие лохмотья юношу, служитель подошел к нему. На вопрос, не он ли самый плохой человек в этой местности, тот ответил: «Нет, самый плохой живет в седьмом доме!». Служитель отправился по указанному адресу. «Мне сказали, что здесь живет самый плохой человек», - проговорил он, входя в неприглядное помещение. «Кто мог такое сказать? приведите его ко мне! – возмутился обитатель лачуги. – Нет, самый плохой живет в конце улицы. Идите туда, и вы убедитесь, что я прав!»

Услышав недружелюбное «войдите», служитель переступил порог еще одного жилища. За столом сидели невеселые хозяева. «Скажите, здесь живет самый плохой человек? – спросил служитель. – Только не спешите с ответом, я хочу сказать самому плохому человеку что-то очень важное!»

Муж с женой переглянулись. «Расскажи ему то, что сейчас говорил мне», - попросила женщина. И мужчина обреченно произнес: «Больше двух месяцев я пил без остановки и пропил все, чтоб было можно. Я заложил даже будущую зарплату. – Мужчина немного помолчал. – Да, я самый что ни на есть плохой человек. Я решил положить конец такой жизни. Пойду утоплюсь в реке. У меня нет другого выхода…» - «Выход есть! – вдохновенно воскликнул служитель. – Для этого я и искал Вас, чтобы сказать, что есть возможность получить новую жизнь от Бога!..»

Можно представить себе радость служителя, через короткое время услышавшего молитву покаяния не только этого пьяницы, но и многих его друзей, которые стали посещать богослужения.

Молитва делает нашу жизнь плодоносной. Господь Иисус сказал: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Иоан. 15:7-8).

Один брат сразу после крещения подошел к пресвитеру с просьбой: «Дайте мне какой-нибудь труд». Пресвитер подумал и спросил: «У тебя есть неверующий друг?» - «Есть». - «Вот иди и расскажи ему о Христе, постарайся привести его к Богу». - «Да он не захочет меня слушать! Он такой же легкомысленный, каким был и я без Бога», - махнул рукой брат. «Ладно, - сказал служитель, - я дам тебе другое поручение: ничего не говори ему, но целый месяц искренне молись о нем Богу». – «Хорошо! – обрадовался брат. – Это мне под силу!»

Через десять дней этот молодой член церкви вновь подошел к служителю и взволнованно признался: «Я больше не могу только молиться! Разрешите мне пойти и сказать ему о Господе; я должен это сделать!» В результате еще один грешник обрел спасение.

Господь, зная наши немощи, позаботился о нашей полноценной, плодотворной жизни. Никто из нас не имеет права удовлетворяться поверхностными молитвами, считая себя слишком слабым, чтобы достичь молитвенной глубины. «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27). В молитвах принимает участие божественная Троица: Отец внимает, Дух Святой диктует, а Сын передает молитвы, присоединяя к ним Свое ходатайство. Это величайшее чудо Бога, свидетельствующее о Его милости ко всякому человеку.

Грех безмолитвенности поражает христиан последнего времени. И нам необходимо противостать ему, очиститься от него. Необходимо принять в своем сердце решение достигать молитвенной глубины, искренне обратиться к Господу, как Асаф: «Оживи нас, и мы будем призывать имя Твое» (Пс. 79:19)! И когда это оживление наступит, когда Господь будет действовать в ответ на наши молитвы, мы сможем принести много плода и прославить имя великого Бога.

А. М. Карандашев

Выпуски