В долине скорби

Содержимое

Жизнь приносит много страданий, бед и скорбей. Они необходимы, так как образуют станок, на котором Бог об­рабатывает и преобразовывает нас. Жизненные трудности и заботы являются в Божьих руках рубанком, которым Он шлифует, ровняет и полирует нас; они образуют точило, делающее нас блестящими, сверкающими и сияющими.

Если мы только тогда считаем себя счастливыми, когда нет никаких скорбей, тогда в своей жизни мы познаем очень мало истинного счастья. Счастье исходит не из жизни с удобствами и уютом, не из жизни без трудностей и помех. Напротив, истинное счастье исходит из преодоления и одержания победы над помехами и трудностями. Поэто­му, песня истинного счастья так часто раздаётся из сердец, переживающих много страданий и скорбей.

Апостол Павел понимал, какой в действительности должна быть жизнь. После того, как его побили камнями и оставили лежать полумёртвым, он проследовал через горо­да Азии, "утверждая души учеников, увещевая их пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Божье Царство" (Д.Ап. 14:22). В послании к коринфянам он перечисляет все те страдания, которые он перенёс в работе за Христа; тем не менее, никто не говорил больше о радости и об исполнении радостью, чем именно этот пре­терпевший столько скорбей муж.

И псалмопевец имел, что сказать о страданиях и скорбях: "Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие моё, узнал горесть души моей" (Пс. 30:8). Бог не оставил его в беде и нужде, поэтому псалмопевец мог радоваться вопреки всем своим скорбям.

Иисус говорил своим ученикам: "В мире скорбь имеете" (Ин. 16:33). Говорил ли Он им, чтобы они плакали и ры­дали по этому поводу? Объяснял ли Он им, что они каким-то образом должны страшиться? Он уже обратил их внимание на то, что мир возненавидит их, и теперь показал им, что, как следствие ненависти мира и естественных жизненных условий, они будут иметь страхи, страдания и скорби. Го­ворил ли Он им при этом: "Это лишит вас радости и счастья, и вы будете печальны и безутешны"? Нет, Он не говорил им ничего подобного, но добавил: "Но дерзайте: Я победил мир" (Ин. 16:33).

Обрати внимание на бесстрашие, с которым Иисус сказал эти слова! Перед Ним была Гефсимания, Его ожидали страдания перед первосвященниками и Пилатом. Он видел Голгофу. Он хорошо знал, что должен перенести самые тя­жёлые страдания. Но, несмотря на всё это, Он сказал: "Дерзайте: Я победил мир".

Какой удивительный пример для нас! Он победил мир не только за самого себя, но и ради нас. Он знает все наши страдания. Ему известно, что нас ожидают скорби и труд­ности, возможно даже опасности, печали и многое другое, которые будут искушать и испытывать нас. Он знает так­же, что мы испытываем в такие времена. Он знает, какие страдания причиняет нам настоящее, и какие заботы приносит будущее. Да, Он знает также, что мы искушаемы пасть духом и отказаться от всего. Но, несмотря на всё это, Он говорит нам: "Дерзайте: Я победил мир".

Дорогая душа, Иисус знает все твои скорби и страдания. Он знает каждую сердечную боль, каждую трудность и всё то, что тебе предстоит пережить и перенести. Положись же на Его благодать и на Его помощь! Тогда из твоей жиз­ни вскоре исчезнут тёмные тучи, и твоё сердце наполнится хвалой и благодарением.

Павел спрашивает: "Что отлучит нас от любви Христо­вой: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?", и тут же добавляет: "Но во всём этом мы торжествуем победу через Возлюбившего нас" (Рим. 8:35.37).

Далее Павел говорит о нашем принятии у Бога и оп­равдании через веру: "Мы хвалимся в надежде на славу Божью", затем продолжает: "но и не только это, но и хвалимся скорбями" (Рим. 5:2-3).

Павел мог радоваться как в хорошие, так и в плохие дни. Почему он мог это? Было ли это голым энтузиазмом или фанатизмом? Закрывал ли он глаза перед фактами? Нет, он был вполне рассудителен, духовно здоров и благоразу­мен. Он смотрел сквозь темень временных обстоятельств и предвидел доброе, следовавшее за страданиями и скорбями. Он говорил: "Зная, что скорбь вырабатывает терпение, а терпение - опытность, а опытность - надежду, а надежда не постыжает, потому что в сердцах наших - любовь Божья, излившаяся на нас через Духа Святого, данного нам" (Рим. 5:3-5).

Это было тайной радости апостола.

В другом случае Павел делится своим опытом: "Я ис­полнен утешением, преизобилую радостью при всей нашей скорби" (2.Кор. 7:4), а в 6 стихе приводит основание к тому: "Но Бог, утешающий смирённых, утешил нас". Божье утешение - это нечто дивное; его подкрепляющее благословение испытают только прошедшие через глубокие скорби.

Во времена скорби нам часто кажется, что Бог не за­ботится о нас, и что Он весьма далёк от нас. И именно тогда, когда мы больше всего нуждаемся в Нём и когда Он уже готов помочь нам, мы иногда перестаём искать Его помощи и надеяться на Него.

Вот тут-то многие и прекращают борьбу. Им кажется, что Бог оставил их в беде и что они теперь сами должны нести своё бремя. Такая позиция - помеха для помощи, которую Бог уже готов оказать нам. Таким чувством мы должны решительно противостоять. Мы должны правиль­но ценить великую Божью любовь. В бедственные времена настоящие и любящие родители особенно заботятся о бла­госостоянии своих детей. А сердце Бога намного мягче и чув­ствительнее, нежели сердце матери. Его любовь намного сильнее и возвышеннее, чем какая-либо человеческая лю­бовь. Во времена бед и скорбей, в печалях и заботах, в страхах и предчувствиях нам следовало бы помнить о том, что Он готов заключить нас в свои любящие Отцовские руки, утешить утешением, которое может дать только Он один.

Тучи могут иногда заслонять Его лик. Порой нам кажет­ся, что Он очень далёк от нас, но Он всё же близок к нам. Тучи могут мешать нам увидеть Его, но они не могут по­мешать Ему видеть нас. Да, Он видит всегда и Он жела­ет, чтобы мы позволили Ему принять участие в наших стра­даниях. Он хочет, чтобы мы возложили свои надежды на Него и выразили Ему пожелания своей души. Он ожидает от нас, чтобы мы использовали всю имеющуюся у нас силу. Но сверх нашей собственной силы стоит наготове Его необъятная сила и помощь, готовая восполнить любой наш недостаток в силе. Он всегда находит для нас выход из трудностей. Он знает, сколько силы и благодати нам не­обходимо, и всегда дарит нам недостающее, если мы только предоставляем Ему возможность к тому.

Каждый человек, будь он христианин или нет, должен пройти через времена печалей, бед и различных непри­ятностей. Многим приходится самим нести своё бремя, без Божьей помощи - они проходят через всё собственными си­лами, и тем или иным образом находят свой путь. Но Бог знает лучший путь, чем мы, и хочет вести нас им, если мы доверимся Ему.

Иаков советует нам почитать за радость, если мы ока­зываемся в различных искушениях, потому что скорби всегда приносят богатые плоды.

Павел был того же мнения. Он и Сила находились в тем­нице в Филиппах. Была полночь. На ногах у них были колодки, их одежда была изорвана, а спина кровоточила от перенесённых побоев. Казалось, смерть была близка, и всё же они не плакали и не сетовали - они молились (Деян. 16:25).

После молитвы они воспели хвалу во славу Бога. Они делали это не ради хвастовства и не для того, чтобы раз­будить других узников; нет, они пели, потому что радость наполняла их сердца. Они страдали так сильно, что не могли заснуть, и так провели ночь наилучшим образом. Они ни на миг не сожалели о своей судьбе, но вы­сматривали необходимую помощь. Их вера достигла Бога, от которого и пришла потом помощь.

Они могли оставаться такими спокойными и мужествен­ными по различным причинам. Во-первых, они были не­винны. Они творили только добро, и потому страдали. В таких или подобных случаях сознание невинности является большим утешением. И мы можем при чистой совести по­беждать наши трудности, если изберём тот же путь, что и Павел с Силой.

Во-вторых, они были христианами, преисполненными надежды. Они смотрели не на тёмные стороны событий, не на темницу и не на меч палача. Они думали не о своих ноющих спинах и израненных ногах в колодках. Они смотрели на Бога. Они видели Его любящий лик и пели хвалебные песни в Его славу.

В-третьих, они показали твёрдую веру. Они были убеж­дены в том, что Бог знает всё, что случилось с ними. Они чувствовали Его покровительство и знали, что ничто не может произойти с ними без Его на то воли. Так по­коились они в полной безопасности веры в Нём, и потому могли радоваться при всех своих скорбях.

Пению в скорбях научиться труднее, чем песне радости, когда всё хорошо и мы без затруднений и печалей. Но если мы решимся полностью положиться на Бога, тогда в нашей душе родится песня веры и победы. Мы будем восхвалять и превозносить Бога за Его благословения в долине скорби, и увидим венец, ожидающий нас в конце нашего жизненного пути.

Ч. Нэйлор

Выпуски