ПОКАЯНИЕ

Содержимое

«Если не покаетесь, все так же погибнете...» (Лука 13, 3)

Призыв к покаянию является основным при­зывом Христа к погибающему человечеству. Воля Божья в отношении человека, нуждающе­гося в спасении, никогда еще не была изменена. Она выражена все теми же, всем понятными словами: «покайтесь и веруйте в Евангелие». Покаяние, следовательно,- одно из главных условий нашего спасения.

Но что значит покаяться?

«Метания» - греческое слово «покаяние» - состоит из двух слов: «мета»- перемена и «ноима» - мысль, разум, мышление. «Метания» - в дословном переводе означает: перемена «обра­за мыслей» (Лука 1,17). Само собою понятно, что перемена мышления производит перемену и во всех остальных проявлениях человеческой личности, ибо «каковы мысли в душе человека, таков и он» - говорит Св. Писание (Притчи 23, 7). «Метания» означает, поэтому, полную пере­мену, революцию, подлинный переворот в душе человека, свержение власти сатанинской и утверждение власти в Царстве Божьем.

Библия богата красочными примерами по­каяния.

Вспомним блудного сына и его покаянное решение: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему...» (Лука 15, 18-20). Вспомним блудницу в доме Симона прокаженного, которая омыла ноги Спасители слезами, и волосами го­ловы своей отерла их (Лука 7, 38). Вартимея, громко взывающего: «Иисус, Сын Давидов, по­милуй меня...» Вартимей встретился с немало­важным препятствием: «многие заставляли Вартимея молчать, но он еще больше стал кри­чать: Сын Давидов, помилуй меня» (Мк. 10 гл.). Мытаря, не смевшего поднять очей своих кверху, но стоявшего в полумраке храма и, ударяя себя в грудь, молившегося: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лук. 18 гл.). Все эти и мно­гие другие примеры покаяния весьма ценны и способны оказать весьма многое тем, кто желал бы последовать их благородному примеру. Но ни один случай покаяния так ярко не отобра­жает самого процесса покаяния, как порази­тельное пророчество Захария о грядущем на­циональном покаянии израильского народа: «А на Дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воз­зрят на Него, Которого пронзили, и будут ры­дать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10).

Подлинное покаяние, на основании слов при­веденного текста, есть не что иное, как чудесное действие излившегося Духа Святого. «Изолью духа»,- говорит Господь.

Как часто мы, люди, связываем покаяние с теми или иными аргументами человеческого ума, с научными доказательствами, со страхом расплаты за содеянное, страхом смерти, со все­возможными психологическими воздействиями на чувство и волю слушателя. На самом же деле, истинное покаяние приходит к нам, как дар свыше, как «Дух благодати» от Бога. Ибо «бла­гость Божия ведет нас к покаянию (Римл. 2 гл.).

В деле нашего пред Богом покаяния, «Дух благодати» играет очень важную роль. В пред­ставлении нашего плотского «я», покаяние все­гда связано с чем-то унизительным, нежелатель­ным, неприятным, и нам трудно бывает спра­виться с этим «неправильным» чувством. И вот здесь «Дух благодати» приходит к нам на по­мощь. Он дает нам нужную силу, и в этом вы­ражается Его великое к нам благо. «Благодать» или «Дать благо» является к нам в виде чего-то, в чем мы испытываем крайнюю нужду, но не имеем в самих себе сил этой нужды удовле­творить.

Мы, люди, никогда не сможем каяться в гре­хах своих до тех пор, пока мы не получим пра­вильного о них понятия, пока не осознаем степе­ни их преступности пред Богом. Мы способны бываем тогда только видеть наши грехи, в их множестве и во всем их отталкивающем виде, когда Бог открывает нам наши духовные очи. Там, где еще нет подобного, видения грехов, там не было еще и «Духа благодати»! Там, где нет покаяния, не может быть прощения грехов и желанного спасения.

Заметьте дальше, что Господь обещает излить не только «Духа благодати», но и «Духа уми­ления...»

Дух умиления, это Тот самый Дух Святой, которого Бог излил на апостолов в день пяти­десятницы. Это Он дал ученикам силу пропо­ведовать Слово, грешникам - желание каяться, как написано: «слыша это, они умилились серд­цем и сказали Петру и прочим апостолам: «что нам делать, мужи братия?» (Д.А. 2:37).

В подлинном покаянии должен участвовать весь человек, весь полностью и без остатка. Когда наше сознание пробуждено, совесть вскрыта, разум просвещен, воля готова подчиниться воле Божьей, нашему порочному сердцу, «сердцу каменному» надлежит тогда стать «сердцем плотяным»; сердцу упорному, жесткому, звериному необходимо расплавиться, растаять... Придти в состояние подобного умиления мы сами не Спо­собны, не можем. Но если мы обращаемся к Богу, «Дух умиления» производит в нашей душе нужную перемену. «Дух умиления» указывает нам на распятого, на Того, Которого пронзили... «Воззрят на Него».

Взгляд на невинного, страдающего Спасителя всегда был основой истинного покаяния. Каю­щемуся надлежит как бы пройти по кровавым следам Христа от Гефсимании до Голгофы, и там с Ним встретиться. Дух Святой приводит кающегося на это лобное место, как пойманного убийцу на место содеянного им преступления, и ожидает от него «принесения повинной», безусловного покаяния.

Стоя на Голгофе и взирая на Распятого, мы впервые видим себя в числе тех, «кто возлю­бил более тьму нежели свет», враждовали с Бо­гом за все содеянное. Наша душа наполняется тогда внутренним трепетом, мы приходим в ужас, в отчаяние, и сердце разражается рыда­ниями: «И будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10).

Конечно, есть случаи покаяния, и таких не­мало, когда кающийся решительно порывает со всяким известным его совести грехом, не про­ронив, при этом, ни одной слезы, но сонмам по­каявшихся людей знакомо то чувство скорби и рыдания, о котором говорит разбираемое нами пророчество.

В религиозном опыте встречается два вида плача: плач истинный и плач ложный. Их легко различить. Правильный плач всегда будет «ПЛАЧ О НЕМ», плач о своих тяжких грехах, причинивших Спасителю столь невыразимые страдания. Плач ложный - плач о себе самом самооплакивание.

Есть люди, которые никогда еще не «рыдали о Нем», но сколько пролили они слез, плача о самих себе. Этот вид плача имеет мало общего с христианским покаянным чувством. Подобно Исаву, продавшему свое первородство за чече­вичную похлебку (Евр. 12 гл.), Иуде, бросив­шему серебренники первосвященникам, богачу-юноше, «отошедшему с печалью», и многим другим, эти люди плачут о себе, скорбят не о том, что поддались, соблазну игры, а о том, что «проигрались», сожалеют горько не о грехе, а о последствиях греха.

Немало встречаем мы людей, себя оплаки­вающих, и среди лиц, ищущих покаяния. Прося Бога о прощении души, они плачут, но не о гре­хах своих, заставивших Христа, «как непороч­ного и чистого Агнца», оставить - славу небес, придти на землю, принять нашу вину, испить всю чашу нашего позора и страданий. Они во­пят о своей неудачно сложившейся жизни, о несбывшихся мечтах, отравленных радостях, на­всегда погребенных надеждах, об изношенном теле своем, о полном своем одиночестве, об удру­чающей сознание собственной беспомощности, об отсутствующей материальной обеспеченно­сти, о расшатанном здоровье и частых своих недугах, об утраченной репутации и безразлич­ном к ним отношении когда-то близких им лю­дей.

Почему Бог не придает значение такому самооплакиванию и не принимает его за должное покаяние? Почему Бог не благоволит к слезам Исава или Иуды и не может дать им Своего бла­гословения?

Потому что человек, оплакивающий самого себя, не перестает быть центром личного своего внимания. Заметьте, что в истинном покаянии центр этот переносится с кающегося грешника на милующего Бога. До покаяния главным цент­ром жизни кающегося было его порочное, эгои­стичное «я», и вокруг этого центра вся его жизнь вращалась. После покаяния единственным центром внимания и всей жизни покаявшегося становится Бог.

Отсюда, самооплакивание больше вредно че­ловеку, чем полезно. Самооплакивание удаляет человека от Бога и не позволяет ему ощутить в себе должную покаянную глубину не дает ему, как говорят:; «стукнуться о дно, чтобы опять всплыть кверху...»

Самооплакивание вредно еще потому, что истинное сокрушение сердца и обращение к Богу приводит кающегося к радости, из бездны отчаяния оно подымает человека и ставит его на скалу, тогда как самооплакивание отказывает плачущему в утешении, оно толкает человека в «топь уныния», к отчаянию, к самоубийству...

Христос сказал: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся...» И все, кто прошли Путем горь­кого покаянного вопля, неизменно обретали небесное утешение и радость. Давид свидетель­ствует об этом, говоря: «Услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое и обратил сетование мое в ликование...» (Пс, 29 гл.)

Пророк Исайя пишет: «Возвестите сетующим на Сионе, что им вместо пепла дается украше­ние, вместо плача елей радости, вместо унылого духа славная одежда» (Ис. 61 гл.).

Подлинное покаяние поднимает человека, поднимает его сердце, его голову, его руки. Истинное покаянное рыдание всегда заканчи­вается духовным возрождением, уверенностью в прощении грехов и радостью спасения. Крест Голгофы, в начале вменяющийся грешнику в вину, позже принимается им, как единственная основа его прощения.

Христианство первых веков было религией радости. Примирившиеся с Богом грешники, спасенные по его благодати, знали в те времена, что значит «радоваться радостью неизреченною и преславною». Но пять веков спустя, когда лю­ди пытались следовать за Христом без предварительного покаяния, без оставления грехов, без обновленной «жизни и Духа Святого, христи­анству стали приписывать подавленное настрое­ние духа, печальное выражение лица и унылое сердце.

Грех - болезнь мучительная и смертельная, и трудно человеку радоваться, пока он подвер­жен этой болезни. Но радость, как сильное пла­мя, внезапно охватывает его, когда он убеждает­ся в полном своем исцелении. Горькие слезы покаяния прекращаются, когда Бог снимает с плачущего его греховное рубище и облекает в ризы спасения.

Чрезвычайно важно заметить, что в истин­ном покаянии усматриваются четыре главных момента:

- Угрызение совести (Иоан. 16, 8-11);

- Сокрушение сердца (Псалом 50-й);

- Исповедание уст (Римл. 10, 9 - 13);

- Исправление жизни (Мтф. 3, 8).

Не подлежит сомнению, что все эти четыре этапа покаяния очень важны и, однако, ничто так не свидетельствует об истинности покаяния, как «сотворение достойного плода покаяния» - исправление жизни. Мы готовы забыть иногда, что покаяние наше только бывает действитель­ным, когда мы воздерживаемся от того, в чем каялись, и не допускаем уже в нашей жизни грехов, однажды пред Богом исповеданных. Грех, Богом прощенный, есть только грех, нами всегда оставленный!

Слушайте, что говорят по этому поводу не­которые из отцов Церкви:

Иоанн Златоуст: «Чтобы получить прощение от Бога, не довольно молиться два или три дня, надобно произвести перемену всей жизни и, оставив порок, постоянно пребывать в доброде­тели. Бог не оставляет нам грехов, когда мы сами их не оставляем».

Василий Великий: «Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно грехи его прощены Богом, есть тот, когда мы чувствуем такую не­нависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно гре­шить опять пред Господом».

Григорий Богослов: «Покаяние имеет как бы два лица. Оно взирает на прошедшее и бу­дущее; на прошедшее, дабы оплакивать содеян­ные грехи, на будущее, чтобы не делать их уже более».

Андриан Югский: «Покаяние есть договор с Богом об исправлении жизни».

Исаак Сирин: «Кто в надежде на покаяние вторично совершает тот же грех, в котором при­нес покаяние, тот лукаво поступает с Богом».

Повторяя грех, который сознательно осудил в себе, человек сводит на нет самый акт покая­ния, делает его недействительным. Примирив­шись однажды с Богом, мы должны жить в мире с Ним, а это возможно только в том случае, если мы не допускаем сознательного нарушения Его воли.

Человек не освободится от греха, пока не раскается, пока не осудит себя, пока не познает грехов своих и их значения, и не принесет Богу плода своего покаяния.

Флорентийский тиран Лоренцо лежал на смертном одре. Три вещи отягчали его совесть: убийства, грабежи и узники. «Ты ищешь про­щения у Бога?» - спросил тирана великий про­поведник правды Савонарола. «Три вещи ты, Лоренцо, должен немедленно исполнить. Убий­ства? Их уже нельзя исправить - уповай на безграничное милосердие Божие. Награблен­ное? Все возврати собственникам, и если кого из них нет в живых, раздай нищим. Заключен­ные пленники? Выпусти измученных на сво­боду...»

Читатель! Нет надобности быть тираном и лежать на смертном одре, чтобы начать интере­соваться вопросом спасения вашей души. Не надо совершать тяжких преступлений и жить в гнусных пороках, чтобы погибнуть. Ваша вина, какой бы она маленькой и ничтожной вам ни казалась, достаточно велика для того, чтобы разлучить нас навеки с Богом.

Воззри же на Него, Которого пронзили, и покайся!

                П. Р.

Выпуски
Разделы