ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ПРОМЕДЛЕНИЙ

Содержимое

Если мы задумаемся над тем, насколько в общем-то люди пренебрегают блаженством своих душ, то вынуждены будем задаться вопросом о причине такого достойного сожаления поведения. Как правило, причина не в том, что соответствующая личность не убеждена в бесконечной важности этого дела - многие открыто признают, что достижение спасения важнее всего остального, но, тем не менее, откладывают его. Причина и не в особых обстоятельствах, в которых находятся люди и которые они считают неблагоприятными для получения спасения души; ибо какими благоприятными не стали бы эти обстоятельства, они всё же продолжают пребывать в своей нерешительности. Незачем также искать причину во времени или возрасте, ибо её находят в любом возрасте: в детстве, в юности, в зрелые годы и в преклонном возрасте. Истинную причину следует искать в сердце, расположенном не к добру, но ко злу; в сердце, отчуждённом от Бога и не готовому подчиниться Его воле и признать Его могущество. «Они крепко держатся обмана и не хотят обратиться» (Иер. 8:5). «В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа» (Пс. 9:25).

Хотя совесть признаёт и одобряет Божьи требования, тем не менее, они не находят отклика в человеческом сердце. Евангелие требует, чтобы люди были святы, они же любят грех; оно требует смирения, они же горды; оно требует доброжелательности, любви к ближнему и милосердия, они же эгоистичны; оно требует безграничного доверия ко Христу, как своему единственному Спасателю, они же склонны доверять лишь самим себе.

Ко всем этим требованиям естественное сердце относится враждебно, и поэтому, если человек направляет своё внимание на духовное, дело доходит до ожесточённой борьбы. Когда совесть соглашается с божественной истиной и уже готова принять её, тогда этому начинает противиться сердце. Если человек осознаёт, что ему необходимо предпринять что-то для обеспечения спасения своей души и сосредоточивает на этом своё внимание, он понимает, что ему необходимо будет преодолеть множество препятствий. Какое-то время он пытается подчинить себе противящееся сердце, но оно упорствует на своём, пока он, разочаровавшись в своих бесплодных попытках, не принимает решение отложить это дело, которое доставляет ему столько трудностей, на более подходящее время, в надежде на то, что тогда обстоятельства окажутся более благоприятными.

Можно было бы предположить, что люди были бы тотчас готовы принять спасение души, как только их внимание обращается на него и оно предлагается им. Кто не желал бы быть спасённым? Кто не желал бы получить прощение своих грехов? Кто не желал бы возвратиться к божественному образу и быть уверенным в своей богоугодности? Кто не желал бы стать сонаследником вечного блаженства? О, возможно ли, чтобы люди хотя бы на мгновение не решались принять искупленное такой дорогой ценой спасение, когда их так настойчиво призывают к этому? И всё же они медлят. Приготовлена великая вечеря и звучит приглашение: «Идите, ибо уже всё готово» (Лк. 14:17). Но все начинают извиняться. И не потому, что не нуждаются в приглашении или не желают спастись, но потому, что не имеют вкуса к духовной пище. Они хотят быть счастливыми, но не святыми; они хотят спастись от ада, но не от греха; они хотят пользоваться привилегиями христиан, но ничего не хотят знать о самоотречении и самоотверженности христианской жизни.

Богатый юноша с печалью покинул Иисуса, потому что ценил земные богатства выше небесных сокровищ. Феликс подавил в себе добрые побуждения и отослал от себя верного проповедника, потому что не был готов отказаться от своих пристрастий. Агриппа воспротивился последовать убеждениям своей совести, хотя был почти убеждён стать христианином и, возможно, только потому, что чтил людские почести выше божественного благоволения. Люди часто доходят до того, что согласны и готовы отречься от всего стоящего на их пути, чтобы получить спасение, за исключением чего-то одного. Они не согласны отказаться от любимого греха или исполнить требующий самоотречения долг - и это единственное препятствие исключает их из Небесного Царства.

Люди редко открыто приводят истинные причины своих колебаний. Они приносят различные оправдания: недостаток времени, житейские обязанности, свою неспособность исполнять Божьи требования или же надеются на постоянство Божьей благодати. Но истинная причина трудностей сокрыта глубоко в их сердцах - это глубоко укоренившееся противодействие Богу и святой жизни. И если бы не эта причина, то они ухватились бы за своё спасение, как только оно было бы предложено им. Мы не замечаем у них такого же пренебрежения к другим важным и интересным для них делам. Предложи больному лечебное средство, в которое он верит - разве он откажется от него? Протяни утопающему руку, чтобы спасти его - разве он оттолкнёт её? Пригласи проголодавшегося к богато накрытому столу - разве он отклонит приглашение?

Почему же люди не принимают с такой же готовностью помощь, предлагаемую им Евангелием? Почему они не используют предлагаемый им бальзам для исцеления своей духовной болезни? Почему не хватаются за руку, готовую вытащить их из вечной погибели? Почему они не спешат прийти к великой вечере благодати, чтобы вкусить хлеба жизни и не умереть? Это происходит только потому, что их сердца не расположены к указанному в Библии пути спасения. О, какое печальное состояние! Сердца людей невосприимчивы к безграничной Божьей любви; они не испытывают ни малейшего чувства благодарности к Спасителю, пролившему за них свою кровь. Несмотря на то, что они осознают свою испорченность и греховность, они всё же не склоняются к покаянию. Они не хотят довериться Тому, который более всего достоин этого доверия. Как низко пали люди! Какими неподходящими стали они для общения со своим Творцом здесь, на земле, и ещё более того - для блаженного общения с Ним на небесах!

И таково состояние каждого невозрождённого сердца. В нём отсутствует не только какая-либо любовь к Богу, но даже царит явная антипатия к Нему. Только в свете этого факта мы можем понять проявляющееся повсюду сопротивление, когда внимание людей обращается на божественные дела. Они не утруждают себя приобретением познаний о Боге. «Во всех помыслах его: «нет Бога!»» (Пс. 9:25).

Дорогой читатель, не приходилось ли тебе ощущать в себе эту антипатию к святейшим обязанностям? Не замечал ли ты у себя определённой склонности избегать всех мыслей о Боге и вечности? Почему ты сегодня не преклонил свои колени в молитве перед Всевышним? Окроплённый искупительной кровью престол благодати всегда доступен тебе, и ты волен прийти к нему. Бог сам приглашает тебя и готов выслушать твои молитвы. Но ты всё же сторонишься. Почему? Не потому ли, что твоё сердце не расположено к молитве, не находит в ней радости и не ищет общения с Богом?

Достаточно ли искренен ты, чтобы признаться себе в этом? Возможно, что такое признание унизительно и болезненно для тебя, но оно пойдёт тебе на пользу. По меньшей мере, оно убедит тебя в неискренности и лживости тех оправданий, которые ты всегда приводишь, когда тебе предлагается спасение, и укажет тебе на истинное препятствие. Оно убедит тебя также в том, что отсрочкой своего обращения ты ничего не выигрываешь; ибо, если ты не можешь покаяться сейчас, то когда ты сможешь это сделать? Существующие трудности со временем не уменьшатся и не исчезнут, но только умножатся и увеличатся. Старческая немощь может притупить страсть ко грехам, но она никогда не устранит глубоко укоренившуюся испорченность сердца.

                Я. Х.

Выпуски