НОВОЗАВЕТНАЯ ЦЕРКОВЬ

Содержимое

I. Имя Церкви

Пророка Исаию обычно называют евангелистом Ветхого Завета. Едва ли кто другой из ветхозаветных пророков, кроме Давида, ясно описал события христианского века. О христианской Церкви он говорит: "И увидят народы правду Твою и все цари - славу Твою, и назовут Тебя новым именем, которое нарекут уста Господа" (Ис. 62,2). А в другом месте он говорит: "И убьет тебя (иудейскую нацию) Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем" (65,15). Этим пророк хотел сказать, что иудейский народ отвергнет Своего Спасителя - Мессию и откроет ворота Царства Божия язычникам. Тем самым начнется новый строй, Новый Завет. Устами Господа народ Божий (Церковь Божия) назовется "новым именем".

Исполнение этого пророчества поясняет, о чем говорит Господь Иисус в Своей молитве Отцу: "Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира" (Иоан. 17,6). "Когда Я был в мире, Я соблюдал их во имя Твое" (ст. 12). Вопреки утверждению неразумных людей, что имя не имеет совершенно никакого значения, Господь придавал названию Своей Церкви такое значение, что уже говорили о нем через пророков. Прежде всего Он отменил этим всякие человеческие названия и объявил, что устами Своими наречет ее новым именем. Одно из определений Христос приводит в молитве, где говорится: "Отче святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы" (ст. 11). Следовательно, и имя играет важную роль в единстве народа Божия. По словам Иисуса, соблюдение единого имени Божьего является необходимым условием для единства Новозаветной Церкви.

Конечно, другие названия Церкви не являются основной причиной ужасающего разобщения, но все же в какой-то мере они послужили тому, что христиане не смогли объединиться. Если бы единство имени вообще не имело никакого значения для объединения видимой Церкви, то зачем бы Христос тогда молился о нем? Мы не отрицаем, что в называемых иначе христианских общинах имеется много детей Божиих. Но если Господь дал Своей Церкви определенное имя, то она должна и называться им; ибо видимое единство необходимо, "дабы уверовал мир".

Апостолы обратили должное внимание на молитву Господа. Рассмотрим их ответ на нее, имеющийся в Новом Завете. О вселенской Церкви там говорится: "Пасти Церковь Господа и Бога, которую приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20,28). "Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией" (1 Кор. 10,32). "Или пренебрегаете Церковь Божию?" (1 Кор. 11,22). "Потому что гнал Церковь Божию" (1 Кор. 15,9). "Я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее" (Гал. 1,13). "Ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?" (1 Тим. 3,5). "Чтобы... ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого" (1 Тим. 3,5). А о поместных церквах народа Божия мы также читаем: "А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии" (1 Кор. 11,16). "Так что мы сами хвалимся вами в Церквах Божиих" (2 Фес. 1,4). "Ибо вы, братия, сделались подражателями Церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее" (1 Тим. 2,14). "Церкви Божией, находящейся в Коринфе" (1 Кор. 1,2; 2 Кор. 1,1).

Часто встречается слово "Церковь" без определения "Божия", так как Христом основана только одна Церковь Божия и нет поэтому надобности каждый раз называть ее полным именем. Но чтобы никто не дал дополнительного имени божественной Церкви будь то поместная или вселенская - она 12 раз названа "Церковью Божией". Тем самым исполнилась молитва Христа о сохранении божественной Церкви во имя Отца.

Премудростью Божией избранное имя соответствует многогранности Новозаветной Церкви. Прежде всего, Церковь является семьей Божией. Все ее члены являются "детьми Божиими". Как таковые они называются именем своего Отца, которым названа и вся семья. Другое имя оскорбило бы Бога, Который не хочет поделиться Своей честью. "Для сего, - говорит Апостол, - преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле" (Ефес. 3,14.15). Следует заметить, что именем "Церковь Божия" Бог утверждается как Основатель, Строитель и Владыка Церкви.

Далее, как мы увидим в следующей главе, Церковь представлена и в другом отношении - как невеста. Она "невеста Агнца". Христос - ее Жених. Небесная невеста чтит своего Жениха тем, что она принимает Его имя. Не то же ли и жена, принимая имя своего мужа? Если бы жена приняла имя другого мужчины, не было ли бы это позором для ее мужа и не казалась ли бы она прелюбодейкой в глазах мира. В духовном плане это выглядит также. Есть только один Бог. Три лица одного вечного Существа представляют триединство: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. О Христе, Сыне, Священное Писание говорит: "престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты" (Евр. 1,8). Да, Христос - Бог. Поэтому невеста Его должна называться Его именем: "Приветствуют вас все Церкви Христовы" (Рим. 16,16). Это имя соответствует имени Церкви Божией. Если бы эта истина была распространена, многие вероисповедания отказались бы от своего имени. Разрешите спросить: одинаково ли чтит Бога имя, неясно определяющее происхождение данной церкви от Бога, людей или от дьявола, или же имя, полностью утверждающее Его как Создателя ее?

Прославленная Церковь, основанная Христом, является совершенным организмом, который должен носить и совершенное имя. Когда Иисус положил на земле краеугольный камень небесного Иерусалима, Он определил, что город будет носить имя Отца. Божественным вдохновением передали нам апостолы имя "Церковь Божия". В этом единственном имени заключено единство Церкви. Нет, имя немаловажно, во всяком случае, в глазах Божиих.

II. Церковь - невеста и жена Агнца

Заголовок представляет Церковь с двух дополняющих друг друга точек зрения, объясняющих два периода развития Церкви. Рассмотрим их последовательно.

1. Духовные отношения Церкви с Христом в это время сравниваются с браком. Христос - Муж, Его Церковь - жена и невеста. "Имеющий невесту есть жених" (Иоан. 3,29). Поэтому ветхозаветный пророк говорит: "Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его, и Искупитель твой - Святый Израилев; Богом всей земли назовется Он" (Ис. 54,5). И опять: "Как жених радуется невесте, так будет радоваться тебе Бог твой. - Будут называть тебя: "Мое благоволение к нему", а землю твою - "замужнею" (Ис. 62,4.5). Это пророчество исполнилось в Церкви Божией, "которую Он (Христос) приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20,28).

Иисус пришел на эту землю, чтобы приобрести себе невесту. Искупленная Его бесценной Кровью, она стала Его собственностью. Как человек оставляет отца и мать свою ради жены, так и Иисус оставил славу Отца Своего и пришел в этот мир, чтобы взять себе жену. Когда невеста решится взять на себя высокие обязанности брака и стать женой своего мужа, она должна оставить и родителей, и родину, и все. Этого же требует и Христос от Своего народа. Он все должен оставить, чтобы стать Его святой невестой. Экклезия - греческое слово, обозначающее церковь, означает и "вызванная". Она вызвана из мира и греха, чтобы быть одетой в одежды спасения и праведности.

Указывая на священный брачный союз, Павел обращает внимание на подобные отношения между Христом и Его народом, умершему "для закона Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых" (Рим. 7,1-4). В Посл, к Ефес. 5,23-33 апостол, говоря об настоящих отношениях между Христом и Его Церковью, обращается к образу естественного брака. Как муж является главою жены, говорит Павел, так теперь Христос - глава Своей Церкви. И как жена должна повиноваться своему мужу, так и Церковь повинуется Христу. Мужей Он увещевает любить жен своих, "как и Христос возлюбил Церковь и жертвовал Собой за нее". Они обязаны заботиться о них, как заботится Господь о Церкви Своей. Как муж и жена уже не две, но "одна плоть", так и мы теперь "члены Тела Его, от Плоти Его и от Костей Его". После подробного описания различных отношений между спутниками нормального брака, Апостол добавляет: "Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (ст. 32). Как истинная спутница жизни любит своего мужа и всецело отдается ему на всю жизнь, так и мы должны любить Христа "потому что Он прежде возлюбил нас" (1 Иоан. 4,19).

"Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе", - читаем мы в Песне Песней 4,7. А в другом месте говорится: "Но единственная - она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей" (6,9).

Толкователи сходятся на едином мнении, что эти тексты, в переносном смысле, относятся к Новозаветной Церкви Божией. Здесь представлено чудное единство и чистота Церкви. У Христа только одна невеста, только одна Церковь. Утверждение, что должно быть много различных религиозных обществ с другими наименованиями, является оскорбительным для Христа. Да прольет Господь своему народу свет на эту истину!

Иисус не уподобляется жестокому господину по отношению к своей жене, который готов тут же наказывать всякое непослушание, - добрый и любящий, Он говорит: "Любовь Христа объемлет (побуждает) меня (к этому)". Такое служение радостно. Подобно доброму мужу, Он удовлетворяет все ее потребности, как сказано в Фил. 4,19: "Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом". "Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих" (Пс. 22,5). Всеми дарами небесными изобилует эта трапеза. Послушные и согласные приглашены  вкусить блага земли (Ис. 1,19). "Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их" (Пс. 35,9).    Какой добрый Муж! Не только наилучшие небесные дары Он дает ей, но одевает ее одеждами спасения. Дальше, Господь - Свет Церкви Своей. "Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею" (Ис. 60,19). К ней относятся слова: "Довольно для тебя благодати Моей". Если тяжелое бремя ложится на ее плечи, Он помогает нести и говорит: "Я - благодать для благовременной помощи". Слава Богу за такое чудное общение!

Новозаветная Церковь - наша духовная мать. "А высший Иерусалим свободен: он - матерь всем нам" (Гал. 4,26). Как духовная мать, Церковь в болях рождает духовных детей (Ис. 66,8). На руках будет носить их и на коленях ласкать (Ис. 66,12). Она питает и насыщает своих детей от сосцов утешений Его (Ис. 66,11). Ее "новорожденные младенцы" получают "чистое словесное молоко (слово Божие)" и от него возрастают (1 Петр. 2,2). Мать чтит Своего Мужа тем, что носит имя, данное Им. "Церковь Божья" - это единственное достойное имя, которое признает Новый Завет.

2. Говоря о "браке Агнца", Библия подразумевает под этим будущее соединение с Христом на небе, которое произойдет при Его пришествии. С этой точки зрения, Церковь сейчас обручена с Ним, как мы читаем во 2 Кор. 11,2: "Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою". С первым пришествием Христа началось приготовление Церкви и будет закончено, когда исполнится пророчество Откровения: "Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано ей облечься в виссон чистый и светлый, виссон же есть праведность святых" (Откр. 19,7.8).

Когда Иисус говорил о Своем возвращении в великий судный день, Он также говорил и о браке (Матф. 25,1-13). Его пришествие - пришествие Жениха. Он придет, чтобы ввести в дом Свой жену. Это будет "брак Агнца" (Откр. 19,9). В чем будет заключаться брачная вечеря Агнца, сейчас трудно сказать. Но мы знаем, что тогда исполнится Слово Господа Иисуса: "буду пить с вами в это время новое вино в Царстве Отца Моего". Спасение и радость, полученные нами в это время, - лишь предвкушение того времени, когда мы не будем больше алкать и жаждать. "Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их" (Откр. 7,17). В ожидании такого будущего Павел ликовал: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2,9).

Выпуски
Разделы