СТРАДАНИЯ

Содержимое

"Если страдаешь за дело - кайся; если страдаешь незаслуженно - радуйся".

Страдания за неправду.

Есть страдания за нарушение правды, те, которые вытекают из несоответствия действительности нашим дурным желаниям. В этом случае - действительность хороша, но наши желания - греховны.

Скупец сохнет от жадности; алкоголик изнывает, не находя возбуждающего напитка; жестокий человек ночей не спит оттого, что ему не удаётся месть; развратного человека мучит сжигающая его нечистая страсть. Ведь всё это тоже страдания.

"Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое".

О, сколько их, этих мучеников во имя "учения мира", как говорит Л. Толстой в своей статье "В чем счастье?"

Гораздо больше, чем за учение Христа, и гораздо тяжелее эти страдания, потому что они бессмысленны; они и не могут иметь смысла, потому что вытекают из нарушения смысла жизни, законов правды, любви и чистоты.

Они происходят от борьбы против Христа во имя греха, против Смысла (Логоса) во имя бессмыслицы.

Их временный, относительный, отрицательный смысл (их противопоказание) состоит лишь в том, что они свидетельствуют об уклонении от истинного, вечного Смысла жизни и показывают, как не надо жить.

Так некогда Христос предостерег противившегося ему Савла: "Трудно тебе идти против рожна!"

Все Эти физические и душевные болезни - лишь сигнальные огни, которыми природа оградила края зияющих бездн и топких болот, чтобы сохранить человека. Это самозащита, иммунитет природы. И величайшее из этих страданий - скука - свидетельствует о высшем назначении человека, о том, что природа его души не терпит пустоты и что этой пустоты не заполнят никакие самые материальные фантазии, ибо бессмертную душу может насытить только Бог.

Эти страдания мы должны не терпеть, но устранить их, удалив их причину - грех. Всю силу священного гнева и непримиримого протеста, на который только способен человек, должен он обратить против этих поработителей души (гордости, жестокости, нечистоты), которые, обещая сладость человеку, подносят к устам его лишь "кубок смерти, яда полный". "Печаль мирская производит смерть", говорит апостол. Поэтому "свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех", говорит Писание; и эти слова звучат навсегда, как призыв к тому глубокому духовному - перевороту, который называется революцией духа.

Страдания за правду.

Но есть страдания иного рода - страдания за правду, за торжество любви, чистоты, послушания Богу, страдания за Христа. Здесь с высокими желаниями сталкивается враждебная действительность как в других, так и в нас самих. И чем выше желания, тем глубже может быть трагедия от разлада между ними и действительностью. Это борьба против греха во имя Христа. Это "печаль ради Бога, которая производит неизменное покаяние ко спасению".

На пути нашем к правде стоят эгоизм, самоутверждение, грубая чувственность во мне самом; и я объявляю им борьбу, "томлю томящего меня", - как говорит Ефрем Сирин по поводу аскетики одухотворения плоти. Эта борьба не цель моя, но неизбежный этап на пути к обожению. И поскольку эти препятствия со стороны моего "я", плоти и людей мира восстают против моих высших желаний, я страдаю. Но это страдание за правду. Со стороны людей не признающих Христа, я неизбежно должен терпеть гонения, насмешки, неодобрение всякой бескорыстной правды. Люди "не прощают добра", как это ни странно. Люди распяли Христа, они гонят Его и теперь. "Зачем же Ты пришёл нам мешать? - говорит Христу Великий Инквизитор. - Ибо Ты пришёл нам мешать и Сам это знаешь".

И в этом мире, где распят наш Господь, мы должны быть гонимы, если мы не в дружбе с этим миром.

Станет ли воин жаловаться на свои раны, если он видит своего полководца истекающим от крови на поле битвы? (Экхарт). Всякий, идущий за Христом без креста, не достоин Его. "Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы". Русский народ выражает эту мысль простыми словами: "Христос терпел и нам велел". И это так естественно. У нас с миром разные цели. Мы боремся с грехом во имя Христа - мир борется со Христом во имя греха. (Поэтому мы всегда будем для мира "эксцентричны", а не "концентричны", по выражению Друммонда, ибо у нас с миром разные центры). Мы боремся с грехом в людях, боремся "с человеком за человека" - и такая борьба не прощается со стороны не только духа тьмы, но и тех людей, которые "тьму возлюбили более нежели свет".

И более всего неизбежно страдание за самое важное - за исповедание имени Христа и Евангелия словом и делом. Это наше "участие в страданиях Христовых".

Вот в каких словах выражается апостольская, первохристианская вера, та, которая дала миру красоту мученичества: "Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь... Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро" (1Петр. 4:13 - 19). Эти страдания прекратятся лишь в Царстве Божьем, когда оно явится во всей своей силе, - и именно для того, чтобы это Царство радости наступило, нужно страдать.

Отсутствие в нашей теперешней, земной, жизни страданий за Христа, за правду - печальный признак, свидетельствующий о компромиссах, об уступках миру и плоти.

Страдания за Христа есть не тяжкая доля, а радостное преимущество. И потому апостол говорит:

"Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Фил. 1,29).

Только страдания за правду имеют смысл, ибо это - страдания за Смысл, за Логос, за Христа. Об этих страданиях Христос сказал: "Печаль ваша в радость будет". "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное".

Как же нам отличать страдания за правду от страданий за нарушение правды? Для этого мы должны внести в нашу жизнь высший образ - критерий добра и зла, принять Того, Кто есть Смысл жизни, Кто сказал о Себе: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни".

И в этом свете мы не только отличим гибельные страдания от благих. Как солнце имеет не только световые лучи, но и тепловые и химические, так и лучи Христа не только озарят своим сиянием, но и сожгут очищающим огнём страдания за ложь, устранив их причину - тёмные, низменные желания, а страдания за правду они преобразят в радость и красоту.

                              В. М.

Выпуски