Великая скорбь

Содержимое

«Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» Мф. 24:21

О великой скорби пишут и проповедуют представители многих религиозных течений, утверждая, что великая скорбь в скором времени должна постигнуть все народы земли. Обычно тему «Великая скорбь» они связывают со 2 гл. 2Фес. и с 13 гл. книги «Откровение», считая, что «человек греха, сын погибели» (антихрист) является реальной личностью. Чаще всего эта личность представляется как грядущий лжемессия еврейского народа, который обманет и обольстит тысячи евреев в святой стране, а затем установит ужасное господство над миром. В это же время должно в буквальном смысле исполниться то, что написано в 13 главе книги «Откровение». И вот этот период они называют временем великой скорби. Такое учение влияет на чувства людей, и многие искренние души захвачены им.

Целью  этой статьи является открытие читателям, на основании Библии, истинное значение великой скорби, о которой говорил Христос, ссылаясь на пророчество Даниила. «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудеи да бегут в горы, и кто на кровле, тот да не сходит взять чего-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» Мф. 24:15-21.

О «мерзости запустения»  Даниил пророчествовал в 9 главе своей книги: «… а город и святилище разрушены будут… как от наводнения, и до конца войны будут опустошения… и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9:26-27).

Пророчествовал Даниил и о великой скорби (тяжком времени): «… и наступит время тяжское, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени, но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан.12:1).

При чтении этих строк Священного Писания, конечно же, возникает вопрос, исполнились ли уже эти события или их ожидать в будущем?

Многие ожидают их, но в действительности они уже произошли почти две тысячи лет тому назад. За много лет пророк предсказал, что ожидает евреев и их столицу Иерусалим. Иисус Христос подтвердил это пророчество и конкретизировал признаки ожидаемого бедствия.

Господь также предсказал опустошение Иерусалима: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 13:34-35). Когда Иисус умер на кресте, завеса храма разорвалась сверху донизу надвое(Мф. 27:51). Бог покинул естественное здание, чтобы не жить более в рукотворном храме. Это и был  тот момент, когда их дом опустел. Со времени смерти Христа святой храм и святой город еврейской нации стал пустым - Бог оставил его. И с этих пор еврейская нация перестала быть избранным Божьим народом. Отвергнув Христа, как Спасителя и Мессию, еврейский народ пожал наказания, которые и были предсказаны Даниилом.

Разрушение Иерусалима произошло в 70 году после рождения Христа, во время осады города римскими войсками. Мерзость запустения есть вытеснение истинного богослужения языческим  идолослужением. Это сделали римляне, когда установили свои воинские атрибуты в храме, на святом месте, поклоняясь и молясь им.

Еврейский историк Иосиф Флавий так описывает это событие: «После бегства мятежников из города и после пожара в святилище и в окружающих его   зданиях, римляне принесли свои воинские атрибуты в храм и установили их напротив западных ворот. Там, принеся им жертвы, подняли великий крик: «Тита в императоры!»

«Почти вся религия римских лагерей состояла в поклонении воинским атрибутам  и в клятвах перед ними, т.к. воинские атрибуты они почитали выше других идолов». (Тертулиан)

Приношение римлянами жертвы на святом месте и было той мерзостью запустения Иерусалима и святилища, о чем пророчествовал Даниил.

Иисус указал своей Церкви признаки, по которым она могла определить время разрушения Иерусалима: «Когда же увидите, что Иерусалим окружен войсками, тогда знайте, что близко запустение его. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы,  и кто в самом Иерусалиме, выходи из него, а кто в селении, не входи в него» (Лк.21: 21-22). С появлением римских войск христиане должны были оставить Иерусалим, чтобы спасти свою жизнь. Этот совет Христа они помнили.

Христианский историк Евсевий писал о том времени: «Все верующие во Христа бежали в город Пеллу и другие местности по ту сторону Иордана. Так они спаслись от гибели, постигшей их страну, и никто из них не погиб». Иосиф Флавий отмечает: «В то время многие покидали город, как покидают гибнущее судно». Здесь буквально исполнились слова Даниила 12,1: «… но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут в книге». Эти слова относятся как раз ко времени осады и разрушения Иерусалима.

Оставшихся же в Иерусалиме постигла великая скорбь, о которой говорил Иисус: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21). Те же самые слова Спасителя мы находим  у евангелистов Марка (13: 14-19) и Луки (21:21-24): «Потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное».

Страшное несчастье, обрушившееся на еврейский народ, невозможно сравнить ни с каким другим подобным событием: внутри города - грабежи,  убийства, голод, чума; извне - огонь, меч и другие ужасы войны. Население осталось закрытым в Иерусалиме, как в тюрьме. Евсевий говорит: «Было точно так, как в дни, в которые они причинили страдания Спасителю и Благодетелю всех людей».  

Тит прибыл со своим войском как раз в день Пасхи 70 года по рождению Христа. Запертыми в городе оказались не только горожане, но и тысячи поломников, пришедших на праздник из разных диаспор. После длительной осады Иерусалим был объят страшным голодом. Осада продолжалась пять месяцев, тяжелая ужасная осада.

Историк Иосиф Флавий был евреем. Он сдержанно передает  ужасы голода, причиненного осадой: «Голод превзошел все беды… не было никакого уважения, ни стыда. Жены похищали кусочек ото рта мужей, дети от родителей, и что было еще ужаснее, матери рвали кусочек от детей своих. Дома были полны женщин и детей, которые умирали от страшного голода. На дорожках, во дворах было полно трупов стариков. Больные не могли погребать их, мертвецов, а другие не хоронили, потому что мертвых было много.

Многие в то время, когда хотели похоронить, падали сами на мертвых и умирали. Не было ни слез, ни плача, ни сожаления, потому что голод задушил всякое проявление жалости. Сначала, чтобы избегнуть запаха, приказали мертвых хоронить, но потом, не будучи в силах, бросали трупы через стену города. Однажды Тит, идя возле стен, увидел канаву, полную разлагающихся трупов и один ручей, полный крови, истекавшей из трупов. Его объял ужас, и он воскликнул, подняв руки к небу: «Бог - свидетель, я не умертвил этих!»

Еще Флавий пишет: «Должен описать такое большое зло, какое не было упомянуто ни у греков, ни у варваров. Трудно об этом писать и не верится, когда о нем слышишь. Одна женщина жила по ту сторону Иордана, имя ее Мария, дочь Елиазара из деревни Ватезор, что значит «дом иссопа», известная по фамилии и богатству. Она укрылась в Иерусалиме и была застигнута осадой. Тираны разграбили у нее все, что она имела, все, что она привезла с собой с той стороны Иордана. Бандиты приходили ежедневно и забирали у нее все, что находили. Она была страшно возмущена и когда видела, что они идут, начинала проклинать бандитов, чтобы возбудить их против себя. Но ни один ни из ненависти, ни из милости не хотел умертвить ее. Ненависть этой женщины сделалась страшнее, чем голод.

Побуждаемая голодом и безумием, она поступила против своей собственной природы. Схватив ребенка, которого она имела у груди, она сказала: «Несчастное дитя! Посреди войны, голода и восстания для чего оставлю тебя жить? Наша судьба, если и останемся жить у римлян, будет рабство…» Говоря это, она зарезала ребенка, сжарила и съела половину его, другую половину она спрятала. Не прошло долгое время и голодные бандиты, привлеченные запахом жареного мяса, ворвались и пригрозили, что они ее убьют, если она не даст им то, что она приготовила. Женщина сказала, что оставила большую порцию для них, и раскрыла жареные останки своего ребенка. Когда они увидели это, их объял ужас. Они смотрели на нее ошеломленно. «Это мой ребенок и мое дело. Кушайте, потому что я уже ела. Не будьте разборчивее, как женщина, и более нежными, чем мать. Но если вы такие благочестивые и отказываетесь от того, что я вам предлагаю, то оставьте мне, потому что я съем и ту половину». После этого они ушли, дрожа и ужасаясь увиденной сценой, оставив матери этого рода пищу!»

Исполнились слова  Моисея, предсказанные на 1500 лет раньше этого события: «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего… то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя... И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь, Бог твой, дал тебе, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой… Женщина, жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего, и на сына своего, и на дочь свою и не даст им… детей, которых она родит… Тайно будет есть их, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих.» (Втор.28гл.)

Наш Господь плакал, когда предсказывал это бедствие: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: «О, если бы и ты хоть в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19: 41-44).

 Невозможно без слез читать свидетельства о событиях, происшедших в Иерусалиме во время осады, описанные Иосифом Флавием. Все, предсказанное Господом и пророками, исполнилось буквально. Пришло наказание и «дни отмщения» еврейскому народу за его грехи, за отступление от Бога, за отвержение Христа как Спасителя и Мессию.

Число погибших во время осады Иерусалима, по сведениям Иосифа Флавия*, доходило до 1,1 млн. человек, в то время как число всех погибших евреев в Иудейской войне было около 1,4 млн. человек. Более ста тысяч пленных были отправлены Титом на каторжные работы и рассеяны среди всех народов.

Это была действительно великая скорбь, постигшая израильский народ и город Иерусалим в 70 году по Р.Х. И эта скорбь заключалась не только в физических страданиях, но и в моральных муках, которые были  так велики. Евреи отважно защищали свой город, ведь там находился величественный храм - святое жилище Господа Вседержителя. Но тщетны были защита и надежда. Все рушилось на их глазах, и будущее не предвещало ничего хорошего. Еврейский народ, избравший путь греха, настиг Божий суд.

Прочитав написанное, быть может, кто-то скажет, и будет в определенной степени прав, что в истории человечества, а у евреев в частности, были воины и скорби пострашнее Иудеской войны. Была вторая мировая война, был Холокост... Однако Иисус, пророчествуя о великой скорби, не имел в виду события глобального масштаба, которые происходили в последние столетия или еще будут перед Его вторым пришествием, но говорит о конкретных бедствиях, которые обрушатся непосредственно на Иерусалим и иудеев. Так же мы не должны выпускать из внимания, что фраза «великая скорбь» стоит в контексте именно этих событий. Мы не вправе ее выдергивать из контекста, тем более, что ни Иисус, ни апостолы нигде более не упоминают термин «великая скорбь». Повторюсь, разрушение Иерусалима и его величественного храма для евреев было равносильно концу света. "Ни древность города, ни неимоверное богатство его, ни распространенная по всей земле известность народа, ни великая слава совершавшегося в нем богослужения не смогли спасти его от падения" (Иосиф Флавий). Как мы видим, от великой славы до великого падения - один шаг.

Следует также отметить, что местописания из 2Фес.2:2-11 и Откр. 13 гл. содержат свои духовные толкования и не имеют ничего общего со временем великой скорби. Ближайшие великие события, которые ожидают весь мир - это пришествие Иисуса Христа, воскресение мертвых и день Великого Суда.

Будем помнить, что наказание великой скорбью пришло за непослушание. Иерусалим не хотел принять спасение и мир, принесенные Мессией. «Пришел к своим, и свои не приняли Его». Всякий, отказывающийся принять прощение, должен понести осуждение. Кто отказывается от спасения, должен вкусить погибель.

Но какая ужасная гибель ожидает тех, кто сегодня отказывается от благодати Божьей и не принимает спасение души через Голгофскую Жертву.  

                П. С. Б.

Выпуски