Воспитание ответственности

Содержимое

Ненадёжные люди разочаровывают, с ними трудно работать: они могут прийти на работу, а могут и не прийти; могут сделать что-то хорошо, а что-то - небрежно; могут сдержать своё слово, а могут и подвести. Они редко делают больше, чем от них требуется. Такие люди, к сожалению,- обычное явление в трудовой сфере. Работодатели постоянно сетуют на это. Люди с таким мышлением малополезны для общества. Прежде чем что-то сделать, они всегда спрашивают: «Какая мне от этого будет польза?»

Духовная жизнь безответственных людей находится в плачевном состоянии. Им чрезвычайно трудно полностью посвятить себя Господу и сохранять Ему верность. Практически никогда не бывает так, чтобы человек был духовно сильным и в то же время ненадёжным. В лучшем случае такое явление будет несоответствием духу христианства.

Для того чтобы дети стали ответственными в духовной сфере, их нужно приучать к ответственности в материальной сфере. Господь Иисус учил: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» (Лук. 16: 10-11). Под неправедным богатством подразумеваются материальные блага.

Известно, что плотники во времена Иисуса помимо всего прочего делали деревянные хомуты для упряжки крупного рогатого скота и деревянные плуги. Если Иисус сделал хотя бы одно ярмо, то мы можем быть уверены, что оно не натирало волам шею. Плуги, которые Он делал, пахали землю так, как должен пахать деревянный плуг. Если наши дети, делая что-то полезное для семьи, станут такими же ответственными, как Иисус, это будет надежным основанием для их последующей духовной жизни. Необходимо сразу подчеркнуть, что нашей главной целью является отнюдь не сама ответственность за что бы то ни было. Нас интересует влияние, которое оказывает чувство ответственности на духовную жизнь. Мы хотим, чтобы наши дети получали Божьи благословения, а не только были уважаемы в глазах общества.

Для того чтобы яснее представить себе практические шаги, нужно вначале определить цель.

Определение цели

К чему мы стремимся? Какова наша цель? Мы хотим воспитать в детях чувство ответственности. Оно должно влиять на их образ жизни и стать частью их характера.

Есть три практических принципа, обусловливающих эту цель, на которые необходимо обратить особое внимание детей.

Первый принцип - быть честными во всех ситуациях. Для того чтобы стать человеком, на которого можно положиться, то есть для того чтобы стать честным, открытым и прямым, ребёнку необходима помощь родителей.

Второй принцип - осознанно нести своё бремя. Ребёнок не должен относиться к жизни, как к прогулке, не должен быть обузой для других. «Отдавай больше, чем получаешь» - вот лучшая цель для настоящего христианина.

Третий принцип тесно связан со вторым - приносить пользу людям. Ответственные люди помогают другим и ставят их интересы выше своих.

Что нужно сделать, чтобы воспитать в детях ответственное отношение к жизни - одно из основополагающих качеств их характера?

Составляющие ответственности

Что способствует формированию и развитию ответственного отношения к жизни? Что является его основой?

Первая и наиважнейшая составляющая ответственности - это чувство долга перед Богом. Дети с раннего возраста должны усвоить, что Бог, Которому мы служим, - велик и славен. Для этого необходимо в семье петь песни, прославляющие величие Божье, учить детей любить Бога, доверять Ему и угождать, проявляя послушание во всём.

Центром внимания всей нашей жизни всегда должен быть Бог. И тогда дети увидят нашу любовь к Богу, почувствуют её в нашем мировоззрении, в образе жизни, убедятся в том, что мы ставим интересы Бога выше личных интересов. Дети должны чувствовать нашу любовь к Богу, видя, как мы благоговеем перед Ним на церковных богослужениях и во время семейного чтения Библии. Таким образом, любовь к Богу дети воспримут как что-то весьма нужное и правильное, так как она наполняет жизнь смыслом.

В формировании чувства долга перед Богом немалую роль играет библейское наставление. Когда дети слышат историю о Данииле, который не испугался львиного рва, так как хотел сохранить верность Богу, или историю о трёх еврейских юношах, оказавшихся в раскалённой печи за свою верность Богу, - у них возникает желание подражать этим героям веры.

Вторая составляющая ответственности - это чувство долга перед родителями. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», - сказал Иисус (Иоан. 14:15). Дети соблюдают заповеди Божьи посредством своего послушания родителям. Возможно, мы не говорим сыну или дочери: «Если ты действительно любишь отца, то слушайся во всём, и станешь счастливым». Однако помочь усвоить эту истину - задача родителей.

Мы уже не раз упоминали данный принцип, потому что это основа успешного воспитания детей. Обращаясь к детям, Бог говорит: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» - это первая заповедь с обетованием» (Еф. 6: 1-2). Тот, кто пренебрегает этой заповедью и не хочет считаться с желаниями своих родителей, навлечёт на себя немалые беды. Отцы должны по мере своих сил помочь детям выработать моральные обязательства по отношению к родителям.

У детей должно быть развито чувство долга перед собой. Это чувство предполагает, что ребёнок будет тем, кем он себя считает. Эту составляющую ответственности можно назвать также чувством самоуважения или чести. Несмотря на то, что это чувство может превратиться в угождение себе или перерасти в гордыню, ребенок может и должен иметь чувство собственного достоинства. Когда он осознает, что Господь искупил лично его ценой Своей драгоценной Крови и что у Бога есть особое предназначение для каждого человека, он поймёт, каким должно быть направление всей его жизни.

Итак, эти три составляющие образуют основной закон жизни человека. Все, кто живут по этому закону, намного быстрее осознают поставленные перед ними задачи и уверенно начинают претворятъ их в жизнь. Действующим началом этого процесса является Тот, Кому они посвятили свою жизнь, и то, кем они в Нём являются. Они не ищут себе славы, как говорил Иисус: «Так и вы, когда исполните все поведенное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»» (Лук. 17: 10). Не чувство ли долга удержало Иосифа от греха, когда он жил в доме Потифара? В момент искушения он воскликнул: «...как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. 39:9).

Давид, защищая овец, которых пас, убивал льва и медведя. Он осознавал ответственность за сохранение собственности отца. Не чувство ли долга придавало смелости юному Давиду?

Даниил находился в плену вдали от родины. Как он устоял перед настойчивостью и соблазнительным предложением царя? Почему он твёрдо решил «не оскверняться яствами со стола царского» (Дан. 1:8)? Не чувство ли долга руководило им?

Мы желаем, чтобы наши дети были верны Богу. Однако нельзя заставить их хранить верность Богу, потому что это их взаимоотношения с Ним. Вот почему мы просим Божьего вмешательства в жизнь детей. Тем не менее, во всём этом есть то, что мы можем и должны сделать сами.

Выпуски