Бесконечность Бога

Содержимое

Э. У. Тозер

Отец наш Небесный, дай нам увидеть Твою славу, пусть лишь из расселины скалы и под прикрытием Твоей руки. Чего бы это нам ни стоило: пусть мы потеряем друзей, пусть мы потеряем наше состояние, пусть жизнь на­ша станет короче, но дай нам знать Тебя таким, какой Ты есть, чтобы мы могли поклоняться Тебе так, как Ты этого заслуживаешь. Во имя Иисуса Христа, Госпо­да нашего. Аминь.

Наступают последние времена, и слава Божья покину­ла многие церкви, подобно тому, как огненное облако когда-то покинуло храм в видении пророка Иезекииля.

Бог Авраама удалился от многих христиан, они перестали ощущать Его присутствие. Вместо Него среди нас, верующих последнего времени, утверждается другой бог, которого не зна­ли наши отцы. Этого бога создали мы, и он близок нам и по­нятен, поскольку мы сами его создали; он - наше творение, он никогда не удивляет, никогда не изумляет, никогда не ошелом­ляет и никогда не превосходит нас.

Бог во славе Своей открывался людям, подобно солнцу, что­бы обогреть и благословить, но часто, прежде чем исцелить и даровать вечное прозрение, Он изумлял человека. Бог наших отцов хочет быть Богом и следующего поколения. Нам только нужно в любви, в вере и в смирении подготовить для Него жи­лище. Нам только нужно очень захотеть, чтобы Он пришёл, и Он придёт и откроется нам.

Может быть, нас убедят слова мудрого человека? Послу­шайте, что говорит святой Ансельм, или, ещё лучше, задумай­тесь над его словами: «Поднимись, ничтожный человек! Оставь ненадолго свои дела, спрячься ненадолго от беспокоящих те­бя мыслей. Отложи в сторону свои обременительные заботы и оставь свои тяжкие труды. Ненадолго выдели место для Бога и отдохни немного в Нём. Войди во внутренние покои твоего разума, закрой дверь для всех мыслей, кроме мыслей о Боге и тех мыслей, которые помогают тебе искать Его. И теперь гово­ри всем сердцем! Говори теперь Богу: “Я ищу лица Твоего; Тво­его лица, Господь, буду я искать”».

Из всего, что можно подумать или сказать о Боге, наиболее трудна для понимания Его бесконечность. Её основанием явля­ется то, что нам никогда не дано постигнуть. И всё же мы дол­жны попытаться сделать это, ибо Священное Писание учит, что Бог бесконечен, и, если мы признаём другие Его свойства, мы обязательно должны признавать и это.

Вступив на путь познания бесконечности Бога, мы не дол­жны сходить с этого пути, несмотря на все трудности и отсут­ствие технических приспособлений, которые помогли бы нам при подъёме. Это путешествие не для ног, а для сердца. С вы­соты всё видно гораздо лучше, поэтому давайте искать такие «возвышенности мысли и вершины ума», которые Бог соблаго­волит даровать нам, и не будем забывать при этом, что Господь даёт слепым зрение и младенцам шепчет на ухо истины, кото­рые не могут познать мудрые и рассудительные люди. Теперь слепые увидят и глухие услышат. Теперь мы должны ожидать, что получим спрятанные во тьме сокровища и скрытые в тай­никах богатства.

Бесконечность означает безграничность, поэтому очевидно, что ограниченный ум не может постичь безграничное. О, без­дна мудрости и знания Божьего! Как непостижимы Его сужде­ния и как неисповедимы Его пути!

Как я уже говорил, мы пытаемся представить себе способ существования, полностью чуждый нам и совершенно непохо­жий ни на что из того, что мы знаем в знакомом нам мире материи, пространства и времени.

«Во всех наших размышлениях о качествах и о сущности Бога, - пишет Новациан, - мы переходим границы нашего по­нимания, и никакое человеческое красноречие не может быть соизмеримо с Его величием. При созерцании Его величия и при упоминании о нем всякое красноречие просто за­молкает, и любое усилие мысли теряет силу. Ибо Бог более ве­лик, чем сам разум. Его величие нельзя постичь нашим огра­ниченным умом. Если бы мы могли постичь Его величие, то Он был бы ничтожнее человеческого ума, который был бы спосо­бен сформировать понятия о Нём. Бог более велик, чем любой язык, и никакими словами Его нельзя описать. Поистине, если бы Его можно было описать словами, Он был бы ничтожнее человеческой речи, которая могла бы с помощью этих слов сде­лать понятным и сформулировать то, чем Он является. Все на­ши мысли о Нём будут ничтожны по сравнению с Ним, все на­ши самые возвышенные слова будут банальностями по сравне­нию с Ним».

К сожалению, слово «бесконечный» не всегда понимают в его точном значении и используют неосторожно, просто имея в виду что-то большое или огромное. Например, мы говорим, что художник затрачивает бесконечно огромные усилия для того, чтобы написать картину или, что учительница проявля­ет бесконечное терпение, работая со своим классом. Если упот­реблять это слово в правильном значении, то его нельзя отно­сить к сотворенным существам и вообще ни к кому, кроме Бо­га. Поэтому споры о том, бесконечен ли космос, - всего лишь пустая игра слов. Бесконечностью обладает только Бог, и дру­гого бога быть не может.

Когда мы говорим, что Бог бесконечен, мы имеем в виду то, что Он не знает границ. Всё, чем является Бог, и всё, что явля­ется Богом, не имеет пределов. И здесь нам опять приходится встречаться с употреблением слов не в буквальном их значении.

«Безграничное богатство» и «не знающая границ энергия» - это ещё два примера неправильного использования слов. Конеч­но, никакое богатство не может быть безграничным и никакая энергия не может не знать границ, если только мы не говорим о богатстве и энергии Бога.

А если сказать, что Бог бесконечен, то это значит, что Он не поддаётся измерению. Измерение - это способ, с помощью которого ведут счёт созданные Богом существа. Этот способ описывает ограничения и несовершенства, и он не может быть применён по отношению к Богу. Вес выражает силу земно­го притяжения, действующую на материальные тела; расстоя­ние выражает промежуток между телами в пространстве; дли­на выражает протяжённость в пространстве; есть и другие зна­комые нам измерения, применяемые по отношению к жидкости, энергии, звуку, свету, количеству. Мы также пытаемся измерить абстрактные величины, и говорим о великой и малой вере, о высоком или низком интеллектуальном уровне, об огромном или незначительном таланте.

Неужели не ясно, что всё это не применимо и не может быть применимо по отношению к Богу? Таким путём мы вос­принимаем творения Его рук, но не Его Самого. Он выше все­го этого, в стороне от всего этого и за пределами всего этого! Наши представления об измерении включают горы, людей, ато­мы, звёзды, силу, энергию, скорость, но только не Бога. Мы не можем говорить об определённом размере или об определённом весе, имея в виду Бога, ибо это подразумевает измеряемые ве­личины, а у Бога нет ничего измеряемого. Бог есть такой, какой Он есть, и ничто в Нём не может возрасти или развить­ся, и ничто не может быть к Нему добавлено. В Боге нет по­нятий «меньше» или «больше», «большой» или «маленький». Бог - это Он в Самом Себе, и Его нельзя описать ни с помо­щью мыслей, ни с помощью слов. Он - просто Бог.

В вызывающей благоговение бездне Божества могут быть многие атрибуты, о которых мы ничего не знаем и которые могут вовсе не иметь для нас значения, подобно тому, как ми­лосердие и милость не имеют значения для Серафимов и Хе­рувимов. Эти святые существа, может быть, и знают об этих атрибутах Бога, но не могут испытать их на себе, потому что они не грешили, и вследствие этого у них нет нужды взывать к милосердию и милости Бога. Точно так же могут быть (и я уверен, что есть) и другие аспекты сущности Бога, не откры­тые даже Его детям, тем, которых Он, искупив ценой Своей крови, освятил присутствием Святого Духа. Эти скрытые грани Бо­жественной природы касаются Его отношений только к Нему Самому. Они подобны другой стороне Луны, которая не име­ет непосредственного значения для людей, живущих на Зем­ле. Нам незачем пытаться открыть то, что не было нам явле­но. Достаточно знать, что Бог есть Бог.

Ты возжигаешь Сам в Себе
Огонь чудесным пламенем
И открываешь Сам в Себе
Безвестные желания.
Без завесы, что скрывает
Лик небесный Твой,
И без поклоненья тварей,
Созданных Тобой,
Ты - Тот же в мироздании...
         Фредерик У. Фэйбер

Бесконечность Бога стала известна нам для того, чтобы мы вечно могли извлекать из неё пользу. И всё-таки, что же она значит для нас, если не говорить о чуде размышления о ней? В любом случае - очень многое, и оно будет открываться нам всё больше и больше, по мере того как мы больше будем узна­вать о самих себе и о Боге.

Поскольку природа Бога бесконечна, всё, что проистекает из неё, также бесконечно. Мы, несчастные люди, постоянно стра­даем от ограничений, налагаемых на нас снаружи и изнутри. Жизнь наша коротка и быстротечна.

Жизнь - это короткая и мучительная репетиция перед концертом, на котором нам так и не суждено выступить. Как только покажется, что нам удалось достичь какой-то степени исполнительского мастерства, нас вынуждают отложить в сто­рону наши инструменты. Просто нет времени обдумать, реали­зовать и исполнить то, на что, как показывает нам наша при­рода, мы способны.

И какое глубокое удовлетворение испытываем мы, когда, от­вернувшись от наших ограничений, мы поворачиваемся к Богу, у Которого нет никаких ограничений. В Его сердце - вечность. Для Него время не идёт, а стоит на месте; а те, кто пребывает во Христе, разделяют с Ним богатство неограниченного време­ни и вечности. Бог никогда не спешит. Нет срока, к которо­му Он должен выполнять Свою работу. Одно лишь знание об этом успокаивает наш дух и ослабляет напряжение наших нер­вов. Для тех, кто не признаёт Христа, время - прожорливый зверь, для сынов нового творения время - ласковый зверёк, ко­торый прижимается к их ногам, мурлычет и лижет им руки. Враг ветхого человека становится другом нового человека. Вот что мы можем узнать из бесконечности Бога.

Но есть и еще кое-что. Дары Божьи в природе имеют свои ограничения. Они конечны, потому что были сотворены, но дар вечной жизни во Христе Иисусе также безграничен, как и Бог. Христианин имеет жизнь Самого Бога и разделяет с Ним Его бесконечность. В Господе достаточно жизни для всех и доста­точно времени для того, чтобы получить радость от этой жиз­ни. То, что относится к физической жизни, проходит свой цикл от рождения до смерти и перестаёт существовать, но Божья жизнь возвращается к самой себе и никогда не прекращается. И эта вечная жизнь - знание единого истинного Бога и Иису­са Христа, Которого Он послал.

Милость Божья тоже бесконечна, и человек, который чув­ствовал когда-нибудь мучительную боль от осознания своей ви­ны, знает, что это не просто слова. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5, 20). Умножающийся грех - это страх для мира, но преизобилующая благодать - надежда человечества. Как бы ни умножался грех, он име­ет пределы, ибо он - произведение ограниченных умов и сер­дец, но Божья преизобилующая благодать приводит нас к бес­конечности. Болезни, скрытой в глубине Божьих творений, противостоит бесконечная способность Бога исцелять.

В течение столетий христианство свидетельствует о том, что Бог возлюбил мир (см. Иоан. 3, 16), и нам остаётся только по­смотреть на эту любовь в свете бесконечности Бога. Его лю­бовь нельзя измерить. Она безгранична. Она не имеет границ, потому что это не вещь, а одна из граней самой природы Бога. Его любовь - это нечто такое, что есть Он Сам, и, поскольку Он бесконечен, эта любовь может объять весь сотворенный мир, и в ней ещё останется место, чтобы объять десять тысяч раз десять тысяч таких миров.

Вот, вот - Бог, Которого мы восхваляем!
Он - Друг неизменный, Он - Друг самый верный.
Любовь, сила Божьи - не видно им края,
У них нет конца, им неведома мера.

И это - Иисус, Первый Он и Последний,
Его Дух ведёт нас домой безопасно.
Мы славим Его за всё бывшее прежде
И, веря Ему, видим будущность ясно...
        Джозеф Харт

Выпуски