Э. У. Тозер
Отец наш Небесный, дай нам увидеть Твою славу, пусть лишь из расселины скалы и под прикрытием Твоей руки. Чего бы это нам ни стоило: пусть мы потеряем друзей, пусть мы потеряем наше состояние, пусть жизнь наша станет короче, но дай нам знать Тебя таким, какой Ты есть, чтобы мы могли поклоняться Тебе так, как Ты этого заслуживаешь. Во имя Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.
Наступают последние времена, и слава Божья покинула многие церкви, подобно тому, как огненное облако когда-то покинуло храм в видении пророка Иезекииля.
Бог Авраама удалился от многих христиан, они перестали ощущать Его присутствие. Вместо Него среди нас, верующих последнего времени, утверждается другой бог, которого не знали наши отцы. Этого бога создали мы, и он близок нам и понятен, поскольку мы сами его создали; он - наше творение, он никогда не удивляет, никогда не изумляет, никогда не ошеломляет и никогда не превосходит нас.
Бог во славе Своей открывался людям, подобно солнцу, чтобы обогреть и благословить, но часто, прежде чем исцелить и даровать вечное прозрение, Он изумлял человека. Бог наших отцов хочет быть Богом и следующего поколения. Нам только нужно в любви, в вере и в смирении подготовить для Него жилище. Нам только нужно очень захотеть, чтобы Он пришёл, и Он придёт и откроется нам.
Может быть, нас убедят слова мудрого человека? Послушайте, что говорит святой Ансельм, или, ещё лучше, задумайтесь над его словами: «Поднимись, ничтожный человек! Оставь ненадолго свои дела, спрячься ненадолго от беспокоящих тебя мыслей. Отложи в сторону свои обременительные заботы и оставь свои тяжкие труды. Ненадолго выдели место для Бога и отдохни немного в Нём. Войди во внутренние покои твоего разума, закрой дверь для всех мыслей, кроме мыслей о Боге и тех мыслей, которые помогают тебе искать Его. И теперь говори всем сердцем! Говори теперь Богу: “Я ищу лица Твоего; Твоего лица, Господь, буду я искать”».
Из всего, что можно подумать или сказать о Боге, наиболее трудна для понимания Его бесконечность. Её основанием является то, что нам никогда не дано постигнуть. И всё же мы должны попытаться сделать это, ибо Священное Писание учит, что Бог бесконечен, и, если мы признаём другие Его свойства, мы обязательно должны признавать и это.
Вступив на путь познания бесконечности Бога, мы не должны сходить с этого пути, несмотря на все трудности и отсутствие технических приспособлений, которые помогли бы нам при подъёме. Это путешествие не для ног, а для сердца. С высоты всё видно гораздо лучше, поэтому давайте искать такие «возвышенности мысли и вершины ума», которые Бог соблаговолит даровать нам, и не будем забывать при этом, что Господь даёт слепым зрение и младенцам шепчет на ухо истины, которые не могут познать мудрые и рассудительные люди. Теперь слепые увидят и глухие услышат. Теперь мы должны ожидать, что получим спрятанные во тьме сокровища и скрытые в тайниках богатства.
Бесконечность означает безграничность, поэтому очевидно, что ограниченный ум не может постичь безграничное. О, бездна мудрости и знания Божьего! Как непостижимы Его суждения и как неисповедимы Его пути!
Как я уже говорил, мы пытаемся представить себе способ существования, полностью чуждый нам и совершенно непохожий ни на что из того, что мы знаем в знакомом нам мире материи, пространства и времени.
«Во всех наших размышлениях о качествах и о сущности Бога, - пишет Новациан, - мы переходим границы нашего понимания, и никакое человеческое красноречие не может быть соизмеримо с Его величием. При созерцании Его величия и при упоминании о нем всякое красноречие просто замолкает, и любое усилие мысли теряет силу. Ибо Бог более велик, чем сам разум. Его величие нельзя постичь нашим ограниченным умом. Если бы мы могли постичь Его величие, то Он был бы ничтожнее человеческого ума, который был бы способен сформировать понятия о Нём. Бог более велик, чем любой язык, и никакими словами Его нельзя описать. Поистине, если бы Его можно было описать словами, Он был бы ничтожнее человеческой речи, которая могла бы с помощью этих слов сделать понятным и сформулировать то, чем Он является. Все наши мысли о Нём будут ничтожны по сравнению с Ним, все наши самые возвышенные слова будут банальностями по сравнению с Ним».
К сожалению, слово «бесконечный» не всегда понимают в его точном значении и используют неосторожно, просто имея в виду что-то большое или огромное. Например, мы говорим, что художник затрачивает бесконечно огромные усилия для того, чтобы написать картину или, что учительница проявляет бесконечное терпение, работая со своим классом. Если употреблять это слово в правильном значении, то его нельзя относить к сотворенным существам и вообще ни к кому, кроме Бога. Поэтому споры о том, бесконечен ли космос, - всего лишь пустая игра слов. Бесконечностью обладает только Бог, и другого бога быть не может.
Когда мы говорим, что Бог бесконечен, мы имеем в виду то, что Он не знает границ. Всё, чем является Бог, и всё, что является Богом, не имеет пределов. И здесь нам опять приходится встречаться с употреблением слов не в буквальном их значении.
«Безграничное богатство» и «не знающая границ энергия» - это ещё два примера неправильного использования слов. Конечно, никакое богатство не может быть безграничным и никакая энергия не может не знать границ, если только мы не говорим о богатстве и энергии Бога.
А если сказать, что Бог бесконечен, то это значит, что Он не поддаётся измерению. Измерение - это способ, с помощью которого ведут счёт созданные Богом существа. Этот способ описывает ограничения и несовершенства, и он не может быть применён по отношению к Богу. Вес выражает силу земного притяжения, действующую на материальные тела; расстояние выражает промежуток между телами в пространстве; длина выражает протяжённость в пространстве; есть и другие знакомые нам измерения, применяемые по отношению к жидкости, энергии, звуку, свету, количеству. Мы также пытаемся измерить абстрактные величины, и говорим о великой и малой вере, о высоком или низком интеллектуальном уровне, об огромном или незначительном таланте.
Неужели не ясно, что всё это не применимо и не может быть применимо по отношению к Богу? Таким путём мы воспринимаем творения Его рук, но не Его Самого. Он выше всего этого, в стороне от всего этого и за пределами всего этого! Наши представления об измерении включают горы, людей, атомы, звёзды, силу, энергию, скорость, но только не Бога. Мы не можем говорить об определённом размере или об определённом весе, имея в виду Бога, ибо это подразумевает измеряемые величины, а у Бога нет ничего измеряемого. Бог есть такой, какой Он есть, и ничто в Нём не может возрасти или развиться, и ничто не может быть к Нему добавлено. В Боге нет понятий «меньше» или «больше», «большой» или «маленький». Бог - это Он в Самом Себе, и Его нельзя описать ни с помощью мыслей, ни с помощью слов. Он - просто Бог.
В вызывающей благоговение бездне Божества могут быть многие атрибуты, о которых мы ничего не знаем и которые могут вовсе не иметь для нас значения, подобно тому, как милосердие и милость не имеют значения для Серафимов и Херувимов. Эти святые существа, может быть, и знают об этих атрибутах Бога, но не могут испытать их на себе, потому что они не грешили, и вследствие этого у них нет нужды взывать к милосердию и милости Бога. Точно так же могут быть (и я уверен, что есть) и другие аспекты сущности Бога, не открытые даже Его детям, тем, которых Он, искупив ценой Своей крови, освятил присутствием Святого Духа. Эти скрытые грани Божественной природы касаются Его отношений только к Нему Самому. Они подобны другой стороне Луны, которая не имеет непосредственного значения для людей, живущих на Земле. Нам незачем пытаться открыть то, что не было нам явлено. Достаточно знать, что Бог есть Бог.
Ты возжигаешь Сам в Себе
Огонь чудесным пламенем
И открываешь Сам в Себе
Безвестные желания.
Без завесы, что скрывает
Лик небесный Твой,
И без поклоненья тварей,
Созданных Тобой,
Ты - Тот же в мироздании...
Фредерик У. Фэйбер
Бесконечность Бога стала известна нам для того, чтобы мы вечно могли извлекать из неё пользу. И всё-таки, что же она значит для нас, если не говорить о чуде размышления о ней? В любом случае - очень многое, и оно будет открываться нам всё больше и больше, по мере того как мы больше будем узнавать о самих себе и о Боге.
Поскольку природа Бога бесконечна, всё, что проистекает из неё, также бесконечно. Мы, несчастные люди, постоянно страдаем от ограничений, налагаемых на нас снаружи и изнутри. Жизнь наша коротка и быстротечна.
Жизнь - это короткая и мучительная репетиция перед концертом, на котором нам так и не суждено выступить. Как только покажется, что нам удалось достичь какой-то степени исполнительского мастерства, нас вынуждают отложить в сторону наши инструменты. Просто нет времени обдумать, реализовать и исполнить то, на что, как показывает нам наша природа, мы способны.
И какое глубокое удовлетворение испытываем мы, когда, отвернувшись от наших ограничений, мы поворачиваемся к Богу, у Которого нет никаких ограничений. В Его сердце - вечность. Для Него время не идёт, а стоит на месте; а те, кто пребывает во Христе, разделяют с Ним богатство неограниченного времени и вечности. Бог никогда не спешит. Нет срока, к которому Он должен выполнять Свою работу. Одно лишь знание об этом успокаивает наш дух и ослабляет напряжение наших нервов. Для тех, кто не признаёт Христа, время - прожорливый зверь, для сынов нового творения время - ласковый зверёк, который прижимается к их ногам, мурлычет и лижет им руки. Враг ветхого человека становится другом нового человека. Вот что мы можем узнать из бесконечности Бога.
Но есть и еще кое-что. Дары Божьи в природе имеют свои ограничения. Они конечны, потому что были сотворены, но дар вечной жизни во Христе Иисусе также безграничен, как и Бог. Христианин имеет жизнь Самого Бога и разделяет с Ним Его бесконечность. В Господе достаточно жизни для всех и достаточно времени для того, чтобы получить радость от этой жизни. То, что относится к физической жизни, проходит свой цикл от рождения до смерти и перестаёт существовать, но Божья жизнь возвращается к самой себе и никогда не прекращается. И эта вечная жизнь - знание единого истинного Бога и Иисуса Христа, Которого Он послал.
Милость Божья тоже бесконечна, и человек, который чувствовал когда-нибудь мучительную боль от осознания своей вины, знает, что это не просто слова. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5, 20). Умножающийся грех - это страх для мира, но преизобилующая благодать - надежда человечества. Как бы ни умножался грех, он имеет пределы, ибо он - произведение ограниченных умов и сердец, но Божья преизобилующая благодать приводит нас к бесконечности. Болезни, скрытой в глубине Божьих творений, противостоит бесконечная способность Бога исцелять.
В течение столетий христианство свидетельствует о том, что Бог возлюбил мир (см. Иоан. 3, 16), и нам остаётся только посмотреть на эту любовь в свете бесконечности Бога. Его любовь нельзя измерить. Она безгранична. Она не имеет границ, потому что это не вещь, а одна из граней самой природы Бога. Его любовь - это нечто такое, что есть Он Сам, и, поскольку Он бесконечен, эта любовь может объять весь сотворенный мир, и в ней ещё останется место, чтобы объять десять тысяч раз десять тысяч таких миров.
Вот, вот - Бог, Которого мы восхваляем!
Он - Друг неизменный, Он - Друг самый верный.
Любовь, сила Божьи - не видно им края,
У них нет конца, им неведома мера.
И это - Иисус, Первый Он и Последний,
Его Дух ведёт нас домой безопасно.
Мы славим Его за всё бывшее прежде
И, веря Ему, видим будущность ясно...
Джозеф Харт