Чистота Церкви

Содержимое

"...но имею немного против тебя..." Откр. 2:6-20

Эти слова  Христа обращены  к пресвитеру Фиатирской церкви и, в его лице, ко всей общине. Иисус Христос  представляет  Себя этой церкви в качестве Сына Божьего, у Которого очи - как пламень огненный (символ проницательности и горения гнева против греха), и ноги подобны халколивану (символ непоколебимой силы воскресшего Христа).

Прежде чем обличить Фиатирскую церковь, Господь указывает на её добрые качества: «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых» (ст. 2, 19). Судя по словам Христа, дети Божии в Фиатире, в отличие от христиан Ефесской церкви, были усердны в любви, верны в служении, неподдельны в терпении и прогрессивны в делах своих. Однако далее Господь говорит: «Но имею немного против тебя (в оригинале слово «немного» отсутствует)» - и указывает на одну существенную проблему церкви, которая, несмотря на все ее положительные качества, лишила ее Божьего благоволения.

В церкви находилась женщина по имени Иезавель. Некоторые исследователи книги  Откровения полагают, что это имя символическое, взятое от жены израильского царя Ахава, другие же предполагают, что это ее настоящее имя.  Как бы то ни было,  суть от этого не меняется, ведь, несмотря на то, что эти две женщины жили в разные периоды времени, они имели один дух и действовали одинаково.

Иезавель в Фиатирской церкви называла себя пророчицей и позволяла себе, при попустительстве пресвитера, учить и проповедовать в церкви учение, которое Христос назвал глубинами сатанинскими. По мнению ряда толкователей, возможно, в Фиатирской церкви допускалось гностическое учение, позволяющее всякого рода аморальные грехи, связанные с  языческими культами.  

Зловредное и опасное учение Иезавели без всякого препятствия распространялось в церкви и пагубно  влияло на всех её членов. Происходило разрушение церкви изнутри.  Из послания  Иисуса  также  видно,  что  в Фиатирской церкви образовалось два лагеря: исповедующих это учение и не принявших его. Ответственность за такое положение в церкви Иисус возложил на пресвитера церкви. «И ангелу Фиатирской  церкви напиши: … но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих,  любодействовать и есть идоложертвенное».  

Господь обличил пресвитера церкви в грехе попустительства. Грех попустительства состоял в пренебрежении церковной дисциплиной, которую установил глава церкви Христос (см. Мф. 18:15-20). Дело в том, что церковная дисциплина, установленная Христом и записанная в Евангелии от Матфея в 18 главе, - это не рекомендация, которой можно воспользоваться (или не воспользоваться) для достижения тех или иных   целей, а нечто большее.  Церковная  дисциплина - это заповедь, которую необходимо неукоснительно соблюдать и которая была нарушена в данном случае.    

По Слову Христа, пресвитер Фиатирской церкви был обвинен в том, что не исполнил эту заповедь и не принял   соответствующих мер относительно Иезавели и ее учения.

Положение пресвитера Фиатирской церкви и ситуацию в данной церкви можно, в некоторой степени, сравнить с состоянием священника Илии и его семьи. Священник Илия был благочестивым человеком. Бог ни в чем не упрекнул его относительно его личной жизни, которая являлась примером для многих. Он обладал мудростью и знаниями божественных истин. Также Илия был  неплохим душепопечителем: он четко разобрался в проблемах Анны, жены Елкана, и благословил эту супружескую чету, пожелав им ещё детей, кроме Самуила, и его пожелание исполнилось.  

Он также обличал своих негодных сыновей, давал им мудрое наставление, но всего этого было недостаточно. И Бог сказал ему: «В тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу. Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Цар. 3, 12-13).

Бог обличил Илию в грехе попустительства. Илия не должен был ограничиться только наставлением сыновей.  После того, как сыновья его не послушались, он был обязан отстранить их от богослужения и объявить их перед народом грешниками, однако Илия этого не сделал. Ему не хватило на это ни решительности, ни мужества. И финал его жизни, как и его семьи, был печальный.

Возможно, что пресвитеру Фиатирской церкви также не хватило мужества обуздать так называемую пророчицу. Может быть, он был по характеру мягким и нерешительным человеком или просто не счёл нужным и обязанным вмешаться в сложившуюся ситуацию. Но, так или иначе, своим отношением к происходящему в церкви он бесславил Христа, поэтому Иисус выразил ему Свой протест.

Однако  если быть объективным и до конца справедливым, то не только пресвитер был ответственен за  то зло, которое допускалось   в  Фиатирской церкви.  Церковная дисциплина (Матф. 18 гл.) подразумевает участие в ней всей церкви. Ведь, согласно установлению Христа, решение об отлучении отступников из церкви  пресвитер принимает на основании решения всей церкви. Следовательно, не только пресвитер Фиатирской церкви был виновен в грехе попустительства, но и вся церковь.

Когда похожая ситуация сложилась в церкви Коринфа, апостол Павел обратился не только к пресвитеру, но и ко всей церкви. И сделал это он весьма строго: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто,  называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 11-13).

Пресвитер и все члены церкви должны были вместе  бороться за правду и чистоту церкви. Бог не всегда совершает такой суд, который случился с Ананием и Сапфирою. Судить «внутренних» силою Духа Святого на основании Слова Божьего  - задача всей поместной церкви (Мф.18:18). Так понимал апостол Павел.

Я хочу обратиться к пресвитерам: «Дорогие служители Божии, понимаете ли вы всю ответственность за вверенную вам паству? Боритесь ли вы за чистоту и единство церкви? Есть ли у вас мужество противостать всякому заблуждению и злу? Что вы делаете для того, чтобы ваши овцы были здравы в вере, любви и терпении?   Вы поставлены в церкви «к совершению святых, на дело служения, для созидания  тела Христова».   Паства смотрит на пресвитера, и, если вы не будете для нее примером, она разочаруется как в успехе, так и в вас. Вспомните наставление Господа к Иисусу Навину (И. Нав. 1: 5-9)».

А теперь я хочу спросить детей Божьих, членов тела Христова: «Болеете ли вы за вашу поместную церковь? Речь сейчас идет о поместной церкви. Да, вы желаете чистоты и единства вашей церкви.   Вы правильно желаете. Послушание Христу и единство в каждой поместной церкви способствует и единству между поместными  церквами. Но что каждый из вас сделал для этого? Может быть, мы живём по принципу: моя хата с краю, я ничего не знаю или по той поговорке: не мой воз, не мне его везти. Так думали русские князья во время монголо-татарского нашествия на Русь, пока враг не завоевал их всех поодиночке. Н. М. Карамзин писал: «... в сие несчастное время всякий думал только о себе; ужас, недоумение царствовали в России; народ, бояре говорили, что отечество гибнет, и не употребляли никаких общих способов для его спасения.» То же самое может случиться и с нами, если мы будем беспечны. Ап. Павел обвинил коринфян в беспечности и равнодушии к тем проблемам, которые существовали в их церкви: «И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое» (1 Кор. 5:2). Молитесь ли вы, плачете ли вы о том, чтобы ситуация в вашей церкви изменилась к лучшему?

Молитесь ли вы за ваших пресвитеров, помогаете ли им и  поддерживаете ли их в борьбе? Ведь без поддержки церкви у ваших пресвитеров  опустятся руки и ослабеют колени. Подумаем об этом».

 Может быть, мы разочаровались и уже не верим в беспорочную поместную церковь? Обратите внимание на то, что Иисус не только обличает Фиатирскую церковь, но и ободряет её: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками» (Откр. 2, 26). Во фразу «соблюдает дела мои до конца» Иисус вкладывает два значения: качество и время.

1. Качество - исполнять заповеди аккуратно, точно и безукоризненно.

2. Время - исполнять заповеди до смерти.

Если бы невозможно было  исполнить  Божьи заповеди, разве требовал бы этого Господь от нас? Смирнская и Филадельфийская церкви являются для нас примером того, что поместная церковь может служить Господу без греха и заблуждения. Таким церквам и такому христианству Иисус обещает утреннюю звезду (ст. 28). Что это значит? По этому поводу существуют различные мнения. Но если исходить из всего контекста послания к Фиатирской церкви и из того, что это обещание исходит от самого Христа, то можно с уверенностью сказать, что Христос здесь говорит о Своем благоволении.

Что для христианина может быть прекраснее и ценнее, чем осознание в своём сердце присутствия Господа, Его расположения и благоволения, пребывающего на нём подобно сиянию утренней звезды?

Возлюбленные, обетования, данные Иисусом каждой из семи церквей Малой Азии, относятся и к нам.

Обещая «звезду утреннюю», Спаситель хочет  нам сказать: если мы будем верны Ему  до  конца, тогда однажды там - у  жемчужных врат вечности - мы услышим из уст Его слова: «Войди в Царство Отца твоего,  сын мой возлюбленный, к тебе Моё благоволение».  Да даст Господь  нам всем эту благодать и милость. Аминь.

                П. С. Б.

Выпуски