«Как юноше содержать в чистоте путь свой?» Пс. 117:9.

Содержимое

Как ему стать и оставаться чистым в повседневной жизни? Он так молод, полон горячих страстей, и у него так мало знаний и опыта. Как же ему найти праведность и оставаться праведным? Нет вопроса важнее, чем этот; самый подходящий момент задать его - в начале жизни. Благоразумный юноша ставит перед собой весьма сложную задачу. Он желает идти чистым путем, быть чистым, очистить свой путь от всякого порока, который может возникнуть в будущем, и - завершить свой путь в чистоте. Но, увы, его путь уже нечист, ибо он уже совершил грех, да и самой его природе присуща склонность к беззаконию. И вот в чем заключается трудность: необходимо, во-первых, правильно начать, во-вторых, всегда знать, что правильно, и уметь поступить правильно и, в-третьих, продолжать поступать правильно до самого конца. Эта задача трудна для любого человека, как же выполнить ее юноше? Путь, т.е. жизнь человека, должен быть очищен от грехов юности. Кроме того, человек должен противостоять искушениям, которые в будущем появятся на его пути. Это великий труд и сложная задача.

У юноши нет цели более благородной, более очевидной и в то же время более труднодостижимой. Но, несмотря ни на что, он не должен отступать от славного призвания вести святую и чистую жизнь. Напротив, пусть он постарается узнать, как преодолевать все эти трудности. Пусть он не думает, что знает легкий путь к победе, и не воображает, что может сохранить себя в чистоте собственной мудростью. Ему необходимо уподобиться псалмопевцу и всей душой искать мудрости, чтобы понять, как содержать свой путь в чистоте. Пусть он на практике станет учеником святого Бога, ибо только Он может научить его, как победить мир, плоть и дьявола, эту нечестивую троицу, которая погубила многие юные жизни. Он молод и не знает пути, так пусть же он, ничуть не смущаясь, вопрошает Того, кто готов и может наставить его.

Осознавая, как важно содержать свой путь в чистоте, мы должны думать о нем больше, чем предаваться рассуждениям о таинственных предметах, потому что подобные рассуждения скорее затмевают наш ум, а не просвещают его. Среди всех вопросов, возникающих у юношей, - а их великое множество, - пусть этот вопрос будет первостепенным и главным: «Как юноше содержать в чистоте путь свой?» Наш здравый смысл и повседневно возникающие жизненные ситуации заставляют нас задать такой вопрос. Впрочем, ответить на него при помощи одного человеческого разума нельзя, равно как нельзя, ответив на него, добиться чистоты одними человеческими усилиями. Человек задает вопросы, Бог же дает на них ответы и силу воплотить полученное знание в жизнь.

Юноша, твоей картой должна быть Библия, и ты должен быть внимательным, чтобы точно следовать этой карте. Помимо изучения Библии, ты должен бдительно следить за своей повседневной жизнью, а чтобы бдительно следить за своей повседневной жизнью, ты должен изучать Библию. Даже человек, прилагающий большие старания, собьется с пути, если его карта неправильна, но даже с самой правильной картой он все равно потеряет дорогу, если не будет внимателен. На узкий путь нельзя набрести случайно, и никогда еще беспечный человек не жил святой жизнью. Чтобы совершить грех, не нужно много думать: стоит лишь пренебречь великим спасением - и душа погибнет. Но чтобы повиноваться Господу и жить праведно, нужно приложить все сердце, всю душу и все разумение. Пусть же человек беспечный помнит об этом. Вместе с тем нам абсолютно необходимо «Слово», иначе наша бдительность выродится в болезненное беспокойство, а добросовестность станет суеверием. Если капитан корабля несет вахту на палубе всю ночь, но ничего не знает о побережье и не имеет на борту лоцмана, то, несмотря на все свои усилия, он все равно может налететь на скалы. Одного желания быть праведным недостаточно, ибо неведение может заставить нас думать, будто мы служим Богу, когда на самом деле мы гневим Его. Неведение не изменит сути наших действий, хотя оно может смягчить нашу вину. Если человек нальет себе то, что считает целительным снадобьем, то он, несомненно, умрет, если окажется, что он взял не тот пузырек и накапал себе яда. Тот факт, что он сделал это по неведению, не изменит плачевного результата. Так же и юноша, руководствуясь ошибочным убеждением и отказываясь принимать наставление Слова Божьего, может подвергнуть себя десяти тысячам напастей. Сознательное неведение само по себе является сознательным грехом, и проистекающее из невежества зло не имеет оправдания. Пусть же всякий человек, юноша или старик, желающий быть святым, имеет в сердце святую бдительность и держит святую Библию открытой. В ней отмечен каждый поворот дороги, каждая топь и каждое болото, а также указан и безопасный путь. В Библии он найдет свет, просвещающий тьму, утешение, укрепляющее утомленную душу, общение, избавляющее от одиночества, и таким образом обретет благословение, которое и побудило псалмопевца вопрошать о праведном пути и воздыхать о святой жизни.

  

 

* * *

Франциск Ассизский предложил одному молодому брату: «Пойдем в город проповедовать». Они собрались в дорогу к Ассизу, прошли по улицам города и через рыночную площадь, при этом они беседовали между собой. Когда они возвращались домой, юноша испуганно воскликнул: «Ах, отец, мы совсем забыли о проповеди!» Франциск положил руку на плечо молодому человеку. «Сын мой, - ответил он, - мы ничего другого не делали. За нами следили и слышали часть нашего разговора. Все видели наши лица и наше поведение. Таким образом, мы проповедовали.

Заметь, сын мой: Нет смысла идти на проповедь, если мы не проповедуем во время нашего пути!»

Вы посчитаете этого человека правым, не правда ли? Каждый христианин проповедует таким образом: в семье, на работе, вовремя отдыха, во время езды на автомобиле и т.д. Как же выглядит проповедь нашей жизни? Убедительна ли она? Я надеюсь, что да! 

 

 

* * *

Христианство ничего не достигло?

Владелец фабрики по производству мыла сказал однажды одному проповеднику: «Христианство ничего не достигло. Несмотря на то, что евангелие проповедуется уже две тысячи лет, мир не изменился. В мире еще много греха и злых людей».

Проповедник указал фабриканту на необычайно запачканного ребенка, который играл в грязи у края дороги: «Мыло ничего не достигло. Мы все еще видим грязь и грязных людей».

«Мыло, – возразил фабрикант, – полезно только тем, кто его применяет».

Проповедник ответил: «Христианство тоже».

 

 

       Зерна мудрости:

* Благословением родителей надо дорожить больше, чем их наследством.

* Добрая жена своему мужу венец, а злая – конец.

* Бойся Бога. И тогда можешь больше ничего не бояться.

* Бывает: есть жизнь, но нет мужа, а бывает - есть муж, но нет жизни.

* Говори мало, слушай много, а думай еще больше.

* Все языки хороши, если на них говорят по-христиански.

Выпуски