Как обстоят дела с эмоциями освященного человека?

Содержимое

   Р. Л. Берри.

Я неоднократно проповедовал на тему: что же чувствуют освященные люди. А так как я имею опыт и победу в этом отношении, то ощутил необходимость написать статью.

Очень легко перепутать освящение с некоторыми видами раскаяния (или покаяния). Многие люди считают, что должны отказаться от многого в своей жизни, чтобы стать святыми. Во все времена люди считали, что святость и покаяние родственны и тесно связаны между собой. В Индии святым человеком считают того, кто ведет особый и необычный образ жизни, например: удаляется от брака (и семьи), не умывается, не стрижет ногти, лежит на досках с острыми гвоздями или подвергает себя особым истязаниям. Уже в первом столетии верующие люди удалялись в уединенные места, чтобы стать святыми; там они отказывались от многого, что имели и делали обычные люди: избегали брака, чрезвычайно  скудно питались и пытались различными способами умертвить в себе естественные потребности.

Иисус Христос и Его апостолы дали нам совершенно иной пример и образ жизни. Они не истязали свои тела. Иисус Сам вел обычный образ жизни. Он охотно общался с людьми и участвовал в праздничных застольях, на которые был приглашен. Он удалялся от людей только для молитвы, - чтобы черпать новые силы в общении со своим Небесным Отцом. Ему было приятно, когда люди оказывали Ему любовь, и больно, если Им пренебрегали.

Освящение очищает сердце от наследственных грехов. Адам был чист, когда его сотворила рука Божия. Еще до их падения Бог повелел Адаму и Еве размножаться. Итак, в супружеской жизни нет ничего греховного. А потому все потребности человека, данные Богом, сами по себе естественны и не греховны.

Освященный человек остается обычным человеком, каким он и был до сих пор. Он чувствует, если с ним поступают несправедливо или относятся с пренебрежением. Если бы человек не обладал этой способностью, то не имел бы сострадания или сочувствия к окружающим. «Ибо кто из людей знает,  что в человеке,  кроме духа человеческого,   живущего в нем?» (1 Кор. 2:11). Другими словами: Разве наши чувства не исходят из того, что мы переживаем или испытываем? Мы испытываем гонения, - и они больно сказываются на нас, даже если мы приносим их в молитве Богу и получаем от Него благодать переносить все это и оставаться верными Ему. С нами поступают несправедливо, - и это больно ранит нас; но из-за этого мы не отступаем от Бога, напротив, - еще больше приближаемся к Нему. Если люди говорят о нас доброе - нас это радует и служит нам во благо; мы не гордимся этим, но дорожим таким отношением и ценим его. Так и должно быть: как мы можем любить и ценить окружающих нас людей, если не знаем, что значит быть любимыми и уважаемыми?

Получив освящение, человек не станет меньше любить свою жену, - эту любовь не нужно подавлять, чтобы получить и сохранить освящение, - ее только нужно контролировать во славу Божию.

Разве освященный человек теряет способность радоваться? Радость - сопутствующий жизни продукт. Разумеется, никто не может радоваться только потому, что решил радоваться. Но освященный человек сам в себе имеет источник радости. Он не всегда вне себя от радости, но его радость постоянна. Этот источник радости дает ему силу исполнить волю Бога и вести святой образ жизни.

Освященные люди испытывают и страдания. Если они должны разлучиться со своими любимыми, то испытывают самую глубокую боль, но не так, чтобы лишиться радости или безрассудно обвинять Бога. Они чувствуют, когда к ним плохо относятся, но из-за этого не теряют своей опоры в Боге. Освященные люди могут страдать и плакать о людях, погибающих во грехах, как Иисус страдал о жителях Иерусалима.

Часто говорят, что освященные люди не испытывают страха. Обосновывают это следующим местописанием: «Совершенная любовь изгоняет страх». Но речь не об этом страхе, потому что страх - естественное чувство. Самосохранение тоже является природным законом, вложенным в нас Богом, чтобы защитить от самоуничтожения. Освященный человек страшится приближения урагана и спешит в укрытие. Освященная женщина боится идти в темноте по опасным дорогам. Естественный страх - вполне нормальное явление, и освященные люди обладают им более или менее. Страх, который изгоняется совершенной любовью - это тот страх, который имеет человек при встрече с Богом, когда он должен дать отчет за свои греховные поступки.

Может ли освященный человек когда-либо быть охвачен негодованием? Этот вопрос часто обсуждался в верующих кругах. Но почему же освященный человек не может негодовать, когда видит явную несправедливость? Почему Иисуса охватило справедливое негодование, когда увидел сидящих в храме меновщиков денег, и Он даже взял в свои руки розги, чтобы выгнать их оттуда? Есть справедливый гнев и справедливое возмущение грехом, большими злодеяниями и преступлениями современного мира. Кто же будет бороться с этими злодеяниями? Как же будет выглядеть этот мир, если освященные люди не будут иметь чувства справедливости и будут только любовью и терпением?

Освященные люди должны бороться со злом со всей силой. Они ненавидят грех, и разве могут не вознегодовать, если видят, какие большие беды он вызывает?

Это негодование необходимо, чтобы поддерживать порядок в семье. Если родители не вознегодуют на заупрямившегося ребенка, они не могут наказать его. Освященные люди, естественно, не теряют самообладания, и их негодование не является греховным гневом. Но и если кто-то воздерживается от отдыха и всех невинных и чистых радостей, то это тоже не является особым признаком освящения.

Часто задается такой вопрос: Могут ли быть уязвлены, ущемлены или оскорблены чувства освященных людей? Мои чувства часто были уязвлены, но все же я знаю, что я освящен. Случается ли такое с другими освященными людьми или нет –  не имеет для меня никакого значения. Если с кем-то такое не случается, то я ничего не могу сказать на это, но я еще не встречал ни одного человека, которой бы мог сказать, что его чувства никогда не были  уязвлены.

Много вреда принесло то, что некоторые люди пытаются все и вся примерять на себя и судить своими личными мерками.  Существует  много различных примеров этому. Благодать Божья равно распространяется на всех людей. Бог всем предлагает одни и те же условия для получения спасения и освящения. Бог всем одинаково прощает грехи, очищает сердце и дает мир и покой души. В этом нет различия между людьми. Однако личный опыт спасения у всех людей разный, т.е. процесс  и акт спасения и освящения в каждом человеке сугубо индивидуален. 

Некоторые говорят, что им было очень тяжело и болезненно посвятить себя Богу и оставить личные желания, в то время как другие этого не испытывали. Не принесет никакой пользы применение чужого опыта к себе или определение его собственной меркой. Проповедники должны быть, прежде всего, внимательны, чтобы проповедовать не личный опыт, а Слово Божье – Писания.

Если кто-то ищет освящения, его необходимо наставить библейскими требованиями и условиями, которые он должен исполнить, чтобы получить освящение. Но все человеческие приукрашивания должны быть отставлены в сторону. Пусть ищущие души получают освящение в тех красках, которые даст им их личный опыт. 

Ранее совершенная ошибка

Нет ничего необычного в том, что при духовных реформациях происходили перегибы. Так Джон Уэсли писал в своем первом издании книги «Христианское совершенство» следующее: «Они (освященные) свободны от всякого эгоистичного желания, они не желают ничего, кроме святой и совершенной воли Божьей: ни удовлетворения естественных и телесных нужд, ни облегчения испытываемых болей, ни жизни, ни тем более смерти … они свободны от всех злых мыслей, так что они не имеют входа к ним ни на один момент. Они свободны от всех искушений и ничто не может нарушить их душевный покой».  В горячем энтузиазме этого нового и чудесного учения глубокого опыта спасения Уэсли высказался слишком экстремально. Он приукрасил эту картину – планка этого масштаба была поднята слишком высоко.

Это он увидел позже сам и при повторных изданиях этой книги добавил замечания, которые звучат так: «Это слишком крепко сказано», «сказано слишком много», и т.д.

Нет ничего особого в том, что во время проповеди звучат такие высказывания, как: «Христианин постоянно радуется (или: постоянно испытывает радость)». «Освященный человек мертв. Мертвые люди не имеют чувств; делай что хочешь – они  ничего не ощущают. А ты мертв?» ; и др. выражения. Это верно, что жизнь христианина радостна: душа истинного христианина исполнена постоянной радости, - по причине спасения, которое он получил; но даже в жизни самого праведного человека встречаются тяжелые часы.

Опасные результаты

Слишком  высокий масштаб в проповедях об освящении имеет две  опасности. Многие люди впадают в сомнения, искушения, обвинения и заблуждения, потому что, несмотря на все свои усилия,  не достигают цели. А другие, наоборот, идут в противоположную сторону и утверждают, что  человек вообще не может освободиться от врожденной греховной природы. Обе эти крайности вредны. И сегодня еще есть проповедники, которые слишком высоко поднимают планку святости. Они не имеют намерения нанести урон, напротив, они думают послужить этим Богу и окружающим их людям, указывая на высокую цель. Они сами не достигают поставленного масштаба, и, тем не менее, продолжают этот перегиб, частью из-за привычки, а частью из-за приведенной выше причины.

Много лет тому назад у меня был случай, который доставил мне много размышлений и открыл глаза. Однажды я слышал проповедь о плодах Духа. Проповедник сделал особый акцент на терпении, и я почувствовал, что мне не хватает именно терпения. После собрания проповедник пошел на станцию, где он должен был сесть на поезд, и некоторую часть дороги нам было по пути. Было уже поздно, и он стал беспокоиться по поводу того, что может опоздать на поезд. Из его проповеди я сделал заключение, что он имеет достаточно терпения и ему должно быть абсолютно все равно - опоздает он на поезд или попадет на него, - по крайней мере, он не будет расстраиваться из-за опоздания. Теперь я увидел, что он  имеет те же человеческие слабости, что и другие люди. Это открыло мне глаза.

Освящение – это очищение

Освящение включает в себя очищение. Это очищение происходит посредством крови Христа (Евр. 13,12), через Слово Божье (Ефес. 5,25-27). Апостол Петр связывает очищение с получением Святого Духа (Деян. Ап. 15,8-9). Это дело совершается Богом (Иоан. 17,17), и, таким образом, это нечто большее, чем посвящение. Посвящение должно произойти со стороны человека, а Бог совершает остальное.

Освящение – это библейское учение и является действительным опытом. Оно приносит очищение, которое не оставляет ни одного греха. Врожденная испорченность умерщвляется и душа становится чистой и святой. Освященный человек освобожден от всех грехов и от своего личного плотского эгоизма; его мотивы, даже сама основа его жизни так изменяются и очищаются, что для него вполне естественно исполнение воли Бога.

Нужда - в том, чтобы больше проповедовалось библейское учение об освящении и больше было указано на то, как разумно это учение. Церковь Божья нуждается в этом опыте, и лично каждый христианин. Это самый чудесный и прекрасный опыт, который может испытать человек по эту сторону от небесной славы. Да даст нам всем Бог мудрости правильно проповедовать освящение и сохранять истинный библейский масштаб, чтобы все могли увидеть, что совершает освящение и чего оно не совершает.  «Сам же  Бог мира да освятит вас во всей полноте…» (1 Фес. 5,23).       

Выпуски
Разделы