Уверенность в спасении

Содержимое

Может ли верующий человек знать еще при жизни, что он спасен?

Этот вопрос возникал и всегда будет возни­кать у всякого здравомыслящего человека. Бо­жественное откровение - Библия - дает на этот вопрос свой авторитетный, исчерпывающий ответ. Было бы очень странно, если бы Библия, основной темой которой является наше спасе­ние, лишила бы нас должного ответа. Но Библия не оставляет места сомнениям и не дает нам права недоумевать, предполагать или догады­ваться. Она властно заявляет, что всякий по­длинно верующий человек не только знает, что он, по благодати Божьей, спасен, но радуется спасению и славит за него Бога.

И, действительно, для чего же Христос во­плотился от Девы Марии, жил на грешной сей земле, оставил дивное, Божественное учение, страдал и умер при Понтийском Пилате, воскрес из мертвых и вознесся во Славе?..

Для чего все это, как не для нашего вечного спасения? Для чего Христос послал апостолов, говоря: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (весть спасения) всей твари?» Зачем Христос сказал тогда следующие слова: «кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 15 - 16).

Вопросом уверенности спасенных в своем спасении заняты не только те или иные стихи и «случайные главы», но целые книги Библии. За­дача этих отдельных книг заключается именно в том, чтобы перевести верующего человека из области «людских гаданий» в область бесспор­ных фактов, достоверного знания, абсолютной уверенности. Апостол Иоанн посвятил этому вопросу первое соборное послание.

Вот заключительные слова, его послания: «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную...» (1 Иоан. 5:13).

Апостол не говорит: «вы будете когда-то, после смерти, иметь жизнь вечную», он говорит: «вы уже сейчас ее имеете, если вы веруете в Сына Божьего». Да и как может, как смеет человек верующий усомниться в возможности благо­датного спасения, когда ради этого спасения «Бог послал в мир Единородного Сына Своего… чтобы мы получили жизнь чрез Него… послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши… чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную...» (Ин. 3:16; 1 Ин. 4 гл.).

Но с такой же непоколебимой уверенностью и достоверностью пишут и другие Евангелисты и Апостолы. Апостол Павел, начиная Первое свое послание к Тимофею, говорит: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос пришел в мир спасти грешников» (1 Тим. 1:15). Апостол Петр в день пятидесятницы на вопрос многотысячной толпы: «что нам делать, чтобы спастись?», отвечал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для про­щения грехов, и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Д. А. 2:38-39).

Библия учит, что главным мотивом Божьего спасения является восстановление нарушенного грехом общения человека с Богом. Христос пришел, чтобы «разрушить стоявшую посреди пре­граду, упразднив вражду Плотию Твоею… по­средством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2:14,16). Следовательно, наше общение с Богом возможно только при наличии нашего спасения Христом Иисусом. Иначе как может человек общаться с Богом, если он прежде не признает себя виновным, а признав, не придет к Нему за прощением и спасением?

Но скажут нам: если уверенность в спасе­нии - такая абсолютная достоверность в духов­ном опыте подлинно верующих христиан, то почему же встречаем мы множество людей, ко­торые не имеют этой благословенной и обяза­тельной уверенности?

Отвечая на это возражение, можно указать на несколько причин, почему люди не имеют уверенности в своем спасении.

Многие люди не имеют уверенности в своем спасении, потому что они еще не при­няли Божьего Спасения. Как могут они иметь уверенность в спасении, когда вся их жизнь свидетельствует о том, что они все еще в омуте греха, в грязи, в пороках, в беззакониях, в не­чистоте? Как могут иметь они уверенность в спасении, если они еще не осознали себя людьми «навсегда погибшими и не вопияли к Богу о помиловании, о спасении?» Как могут они иметь уверенность в спасении, когда иску­пительная жертва Христа и новая, возрожден­ная жизнь в Нем, для них - ничего не значащие фразы?

Многие люди не имеют уверенности в спасе­нии потому, что получение спасения они пред­ставляют как нечто ими «заслуженное», как на­граду, которую Бог должен будет дать им после смерти, дать за их святой характер, добрые дела и непорочную жизнь на земле. На вопрос: «Где будете вечность проводить, в раю или в аду?» эти люди отвечают: «А кто это знает? Все от Бога зависит. Чего заслужу…»

Человек, стремящийся «заслужить» себе спасение, никогда уверенности в спасении иметь не будет. Бог не дает человеку спасения по за­слугам. Бог спасает не тех, кто стремится «за­служить», а тех, кто погибает и просит спасти его. Христос пришел спасти погибших, пришел призвать не праведников, а грешников к по­каянию!

Многие люди не имеют уверенности в спасении потому, что они никогда еще не пережили «рождения свыше». К этому классу людей от­носятся все те, кто по природе религиозны, но удовлетворяются только внешней обрядовой стороной христианства, и этим несознательно пытаются заменить нужные духовные пережи­вания, необходимые для их спасения. Христос предъявляет всем желающим спасения одно и то же требование: «Должно тебе родиться свыше», родиться от Воды и Духа - родиться от Бога, стать Его чадом, сделаться членом Его Тела. Поэтому нельзя иметь уверенности в своем спасении, не выполнив, прежде всего, Божьего требования. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйтесь тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:6,7).

Многие люди не имеют уверенности в своем спасении потому, что они умаляют свидетель­ство Слова Божьего и не вполне доверяют Ему, Они больше полагаются на человеческое мнение и взгляды, чем на Слово Бога. Вместо того чтобы сказать: «я верю тому, что написано в Библии, ибо так говорит Господь», эти люди утвержда­ются на собственных своих вымыслах. «У меня по этому вопросу свое личное мнение»,- за­являют они или: «так мои деды и прадеды верили, так моя церковь учит, это мое много­летнее убеждение, и вы меня не переубедите…»

Спрашивается, может ли Бог дать уверен­ность в спасении человеку, который отрицает Божий путь спасения и ни во что ставит его? Должен ли Бог согласиться с теми вековыми нашими заблуждениями, которые прикрываются такими именами, как, например, «вера отцов», «наша церковь», «наши догматы»? Должен ли Бог давать этим упорствующим уверенность в их спасении?

Многие люди не имеют уверенности в спасе­нии, потому что после всех своих молитв покая­ния, они все еще продолжают жить в каком-либо сознательном грехе. Да не думает такой человек получить от Бога уверенность в спасе­нии. Грех прощенный - только грех остав­ленный, и пока он не оставлен, грешник не может быть прощен, поэтому до тех пор, пока не получено прощение, не может быть и уверенно­сти в спасении.

Некоторые люди не имеют уверенности в спа­сении потому, что, раскаявшись во грехах своих и получив от Бога прощение, они ожидают от Бога излияния «особого чувства радости», тогда как Бог ожидает от них «простой благодарно­сти». Отсутствие чувства благодарности в сердце раскаявшегося грешника указывает на то, что он не достиг еще нужной ему глуби­ны покаяния, что он не вполне осознал свое погибшее состояние и не сумел еще достойно оценить спасения Христова. Нельзя получить уверенно­сти в спасении без покаяния пред Богом и без должной благодарности Ему за прощение грехов, в которых каялся.

Определенная часть людей не имеет уверенности в спасе­нии потому, что превратно понимают  Евангелие. Они смешивают два Завета, Ветхий и Новый, и не усматривают разницы между Законом, «данным чрез Моисея» и Благодатью, которая «произошла» чрез Иисуса Христа. Люди эти пытаются жить «по благодати», но вместе с тем держатся предписаний и требований Закона. Утверждаясь на исполнении закона, они тем самым лишаются благодати Божьей, сознатель­но или несознательно они объявляют Благо­дать Божию тщетной, а основу Благодати - искупительную жертву Христа - ненужной, излишней, напрасной.

Вы спросите, кто эти люди, отвергающие спасение по Благодати? Это те, кто соглашается с мыслью, что можно спастись «добрыми делами», те, кто безразли­чен к вопросу спасения своей души, кто не чув­ствует в сердце вины своей пред Богом, кто считает себя безнадежным грешником и не ве­рит в то, что Христос может прощать и спасать даже таких тяжких грешников как он, кто когда-то уже пришел ко Христу, но не устоял в истине, отпал и снова ушел в мир, запутался в мир­ских делах, опустился в омут греха.

Все эти люди не могут иметь уверенности в спасении до тех пор, пока не раскаются пред Богом и не примут дара спасения по вере в очищающую и спасающую Кровь Христа, «не­порочного и чистого Агнца», «взявшего на Себя грехи всего мира», «закланного за нас» (1 Пет. 3:18; 1:19,20; Ин.1:29). «Ибо делами за­кона не оправдывается никакая плоть… и если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:16, 21). Закон никого не спасает. «За­коном познается грех; закон - путеводитель ко Христу; конец закона - Христос». (Рим. 10 гл.; Гал. 3гл.).

Закон как бы предлагает нам: сперва стань безгрешным и святым, а потом приди, и я приму тебя. Благодать, напротив, говорит: приди ко мне за прощением, приди таким, как есть, и я сделаю тебя святым. Закон говорит грешнику: веди новую жизнь, и ты будешь оправдан. Бла­годать: ты прощен, оправдан и спасен  для новой жизни! Уверенность в спасении можно получить от Бога только по благодати, незави­симо от дел закона.

Многие не имеют уверенности в спасении потому, что они пренебрегают средствами благо­дати, и свою духовную жизнь начинают без по­виновения Богу. Бог говорит: «кто покается и крестится, спасен будет», а они принимают толь­ко первую половину повеления Божьего и пре­небрегают другой. Бог даровал нам великое пра­во молиться, исследовать Слово Его, иметь общение с верующими, назидаться собраниями, свидетельствовать о спасении Христовом всем по­гибающим. Бог не может дать уверенности в спасении верующему, который не повинуется Слову Божьему. Да и можно ли, вообще, назвать такого человека верующим.

Наконец, многие люди не имеют уверенности в спасении потому, что не знают на чем же, собственно говоря, основана наша христианская уверенность в спасении.

                П.Р.

Выпуски
Разделы