Забудь самого себя!

Содержимое

Излагая философию своей жизни, известный врач, доктор Стефан Смит, сказал в счастливом 99-летнем возрасте: "Войны унесли миллионы жизней, а постоянное противоестественное самосозерцание - в десять раз больше. Оно укоротило больше жизней, чем какая-либо другая причина. Человек, который непрестанно думает о себе, обрекает себя на погибель. Самыми тяжёлыми пациентами, которых мне когда-либо приходилось лечить, были те, которые предавались постоянному самосозерцанию".

Многие люди проявляют к своей личности особую заботливость - они постоянно анализируют, какое воздействие оказывают на них те или иные обстоятельства. Такие люди являются жертвой собственных забот, оказывающих на них весьма неблагоприятное воздействие. Нормальный человек, чувствующий себя здоровым и бодрым это обычно тот, который имеет здравое практичное мышление, а в прочем забывает, что имеет тело.

В духовной жизни тоже встречается такое болезненное самосозерцание. Основным недостатком таких людей является то, что они слишком много заняты собой. Они постоянно измеряют свою духовную температуру и нащупывают свой духовный пульс. Другие постоянно исследуют свои мотивы: они постоянно вопрошают: "Должен ли был я сделать то или иное?" Всем жизненным мелочам они уделяют самое пристрастное внимание, и всё исследуется и разбирается самым тщательным образом.

Хотя Библия и говорит: "Да испытывает себя человек", всё же мы не можем применить это слово к столь утрированным исследованиям. Если мы поскользнулись, идя по какой-либо дороге, то не станем же полагать, что шли при этом неверным путём! То, что мы поскользнулись, было лишь незначительным происшествием. То же происходит и на нашем жизненном пути. Если наш жизненный путь в целом прямолинеен, то каждое малое отклонение не является доказательством того, что он превратен; в целом же наш путь направлен вперёд.

Многие люди потому не могут петь песню христианской радости, что слишком заняты своим самосозерцанием. Они всегда находят у себя малые ошибки, и потому никогда не могут быть действительно радостными. Они много заботятся о себе и постоянно спрашивают себя, а правильно ли поступают, и при этом не находят времени для чего-либо другого. Если бы они прилагали меньше усилий, то намного чаще поступали бы верно и намного реже ошибались бы.

Наглядным примером тому служит техника езды на велосипеде. Учась, мы вначале всё своё внимание обращаем на самих себя, чтобы удержать равновесие. Но при этом наши успехи мизерны, и мы неоднократно падаем с велосипеда. Но как только мы начинаем обращать на себя не больше внимания, чем при ходьбе пешком, мы вскоре обретаем уверенность в правильном управлении велосипедом. Верная скорость создаёт движущую силу, удерживающую нас на верном пути.

Так и в духовной жизни не следует всё время смотреть на себя и стараться оставаться в равновесии. Обратим же свой взор вверх и мужественно пойдём вперёд, оставив все препятствия позади, тогда будем иметь полный успех и достигнем цели.

На нашем жизненном пути нам встречается немало печалей, забот и скорбей. Многое из пережитого мы просто не можем забыть. Но мы не должны преувеличивать их, всё снова и снова рассматривая их и жалея самих себя. Напротив, нам следовало бы всё своё внимание и помощь обратить на своих ближних, тогда уймутся или вообще исчезнут многие наши страдания. Кто-то сказал: "Если ты позаботишься о скорбящих, будешь радушен к ним и протянешь им руку помощи, то забудешь свои собственные скорби".

Точно так же должны бы научиться мы забывать свои духовные скорби и страдания. Павел говорит: "и пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2Кор. 10:5). Не ожидай от себя большего, нежели ты ожидаешь от других; оценивай себя по тем же критериям, по которым ты оцениваешь других. Бог ожидает от тебя не больше, чем ты от других. Он не хочет, чтобы ты был грустен и печален. Напротив, Он хочет, чтобы твоё сердце было наполнено хвалой, славой и благодарностью к Нему, и чтобы ты всегда мог петь ликующую песню радости. Чтобы научиться этому, ты должен обращать свой взор больше к Богу и созерцать Его величие и совершенство. Забудь самого себя и думай о Боге и Его милости!

Чувства являются плодами мыслей. Если ты неправильно думаешь, то не можешь и правильно чувствовать. Когда приходят плохие чувства, ты склонен говорить: "Что-то не в порядке". Пожалуй, в этом случае действительно что-то не в порядке, но только в твоих мыслях. Если действительно что-то не в порядке в твоём сердце, в твоих отношениях к Богу или к ближним, то ты вскоре обнаружишь это - Бог не оставит тебя в неведении. Тебе не придётся проводить целые дни в безуспешных поисках и исследованиях. То, что стоит между нами и Богом или между нами и другими, слишком велико, чтобы остаться необнаруженным и неопознанным.

Нам следует уяснить себе, что всё омрачающее нас, смысл которого нам непонятен, приносящее нам скорби, отчаяние, уныние и лишающее нас мужества, исходит из нашей неверной точки зрения, т.е. является плодом нашего неверного мышления.

Поэтому откажемся же от постоянного самосозерцания и самокритики и выйдем из этой тёмной бесплодной долины на солнечный свет Божьей любви. Тогда наши сердца станут светлыми и ясными, и прежде, чем мы это заметим, мы познаем тайну радостного сердца.

Выпуски