Надежда

Содержимое

Надежда - одна из богословских добродетелей; это постоянное чаяние вечного мира - не способ ухода от действительности или самоуспокоения, как теперь считают некоторые, но то, что ожидается от каждого христианина. Она не означает, что мы должны оставить мир таким, каков он есть. Познакомившись с историей, вы узнаете, что христиане, больше других сделавшие для этого мира, были именно теми, кто больше всего думал о мире грядущем. Апостолы, положившие начало обращению Римской империи, великие строители Средневековья, английские евангелисты, уничтожившие работорговлю, - все они оставили след в человеческой истории именно потому, что ум их был устремлён к Небесам. Но с тех пор, как христиане почти перестали думать об ином мире, их действенность в этом мире сильно уменьшилась. Стремитесь к Небесам, и вы получите впридачу землю; заботьтесь о земных делах, и вы не достигните ничего. Это может показаться странным, но нечто похожее наблюдается и в других областях. Здоровье - великое благо, но если вы сделаете заботу о своём здоровье своей главной целью, вы начнёте страдать от мнительности. Вы можете сохранить здоровье лишь при условии, что будете интересоваться не только им, но и едой, движением, работой, развлечениями, свежим воздухом. Точно так же мы не сможем сохранить нашу цивилизацию, если будем заботиться только о ней. Нам следует научиться желать чего-то большего.

Многим из нас вообще очень не хочется стремиться к Небесам - разве что в надежде встретиться с умершими близкими. Одна из причин - отсутствие подготовки: мы не приучены к этому желанию. Наше воспитание приучает нас сосредоточивать все помыслы и чаяния на жизни в этом мире. Другая причина заключается в том, что когда в нас возникает это желание, мы его просто не распознаём. Многие, научись они заглядывать в глубины своего сердца, поняли бы, что то, чего они желают и желают сильно, нельзя достичь на земле. В этом мире многое сулит утоление этой жажды, но всегда обманывает. Страстное желание, пробуждающееся в нас при первой влюбленности, мечта о далёких странах или волнение, с которым мы впервые приступаем к интересующему нас делу, - всё это никакой брак, никакие путешествия или научные эксперименты удовлетворить не могут. Я не говорю сейчас о том, что в общепринятом смысле можно назвать неудачным браком, неудачным отпуском или несостоявшейся научной карьерой; я говорю о самых удачных из всех возможных вариантов. То, что нам удалось почувствовать в первые моменты возникновения желания, улетучивается при соприкосновении с действительностью. Думаю, каждый понимает, что я хочу сказать: жена может быть прекрасной, гостиницы и пейзажи восхитительными, а химия интереснейшим занятием, но что-то во всём этом ускользает от нас. Так вот, существуют два ложных подхода к таким фактам и один истинный.

I. Подход глупца. Он винит всё и всех. Всю свою жизнь думает, что, если бы он попробовал жениться на другой женщине, остановился бы в более дорогой гостинице, или что-то на что-то поменял бы, то тогда уж он бы ухватил то таинственное нечто, за которым все мы гонимся. К этой категории относится большинство скучающих и неудовлетворённых богатых людей. Всю свою жизнь они переходят от одной женщины к другой (через бракоразводные процессы), переезжают с континента на континент, меняют одно хобби на другое, каждый раз думая, что вот это последнее и есть, наконец, «то самое», - и постоянно разочарованы...

II. Подход, свободного от иллюзий «здравомыслящего» человека. Он довольно скоро решает, что всё это заоблачные мечты. «Конечно, - говорит он, - все мы в молодости мечтаем, но в моём возрасте уже не стремятся ухватить радугу за хвост». На этом он и успокаивается, постепенно приучаясь не ожидать слишком многого и подавлять в себе тоску по тому, что он назвал «заоблачными мечтами». Такой подход, конечно, лучше первого. Он делает человека более довольным и менее тягостным в обществе. Но он же делает его высокомерным, побуждая его свысока смотреть на тех, кого называет «юнцами», но в целом, жизнь его протекает довольно благополучно. Эта линия поведения была бы наилучшей, если бы жизнь человеческая не была вечной. Но предположим, что бесконечное блаженство действительно существует, где-то ожидая нас! Предположим, что можно ухватить радугу! В таком случае, какая жалость обнаружить слишком поздно (тотчас же после смерти), что своим «здравомыслием» мы задушили в себе возможность насладиться этим блаженством!

III. Подход христианина. Христианин говорит: «Божии создания не рождаются с желаниями, которые не могут быть удовлетворены. Младенец голоден - на то и пища, чтобы накормить его; утёнок хочет плавать - на то и вода; люди испытывают сексуальные влечения - для этого существует половая близость. Если я обнаруживаю в себе желание, которое нельзя удовлетворить в этом мире, то я, вероятно, создан для иного мира. Если ни одно земное удовольствие не насыщает меня, это еще не доказывает, что вся вселенная - обман. Может быть, земные наслаждения предназначались не для удовлетворения моих желаний, а лишь для того, чтобы, рождая эти желания, манить меня туда, где таится нечто настоящее. Если это так, то я должен постараться, с одной стороны, никогда не отчаиваться или быть неблагодарным за земные блага, а, с другой, никогда не принимать их за то истинное, чьим подобием, отзвуком, миражом они являются. Я должен сохранять в себе стремление к истинному миру, который я обрету только после смерти; я не могу допустить, чтобы мир этот исчез, или чтобы я прошёл мимо него. Обрести этот мир и помочь в этом другим должно стать основной целью моей жизни».

Не обращайте внимания на шутников, высмеивающих христианское стремление к Небесам, говорящих, что они не намерены «проводить своё вечное существование, играя на арфах». Ответьте им, что если они не могут понять книги, написанные для взрослых, то не должны и рассуждать о них. Все образы в Священном Писании - арфы, венцы, золото и т. п. - это всего лишь попытка символически выразить невыразимое. Музыкальные инструменты упоминаются потому, что для многих (хоть и не для всех) музыка в этой жизни наиболее сильно выражает экстаз, бесконечность. Венцы и короны указывают на то, что люди, соединившиеся с Богом в вечности, разделят с Ним Его славу, силу и блаженство. Золото символизирует неподвластность Небес времени (золото не ржавеет) и его непреходящую ценность. Люди, понимающие все эти символы буквально, с таким же успехом могут думать, что, говоря нам «будьте как голуби», Христос, ожидал, что мы начнём нести яйца.

                К. Л.

Выпуски