Природа человека

Содержимое

«Что есть человек?» (Пс. 8:5). Несомненно, это один из самых трудных вопросов, поставленных когда-либо человеком. Ответить на него, наверное, также трудно, как последовать принципу греческих мудрецов, гласящему: «Познай самого себя». Эта трудная задача очень хорошо выражается тремя вопросами: «Кто я? Откуда я? Куда я иду?» На первый вопрос ещё всегда находились частичные ответы; но ответы, касающиеся возникновения и призвания человека являлись глубокой тайной для незнающих божественного откровения, которое проливает свет на эти вопросы.

Возникновение человека неоднократно пытались доказать эволюционной теорией, т.е. развитием существ от низших форм существования к высшим. Эта гипотеза не удовлетворяет разумного человека уже потому, что оставляет без внимания первопричину всего созданного, т.е. Бога. Кроме того, развиваться в каком-либо существе может только то, что в него уже заложено. Другими словами, высшая степень развития какого-либо существа должна быть уже заложена в нём, когда оно находилось ещё в первоначальной стадии развития. Так, например, природа и все характерные качества выросшего дуба чудным образом уже были заложены в маленьком жёлуде, из которого он вырос. Другой иллюстрацией несостоятельности теории эволюции является следующее. Если бы действительно было доказано, что человек, постепенно развиваясь, произошёл от лягушки, то такие чудные способности ума, какие были у Ньютона, Гумбольдта или Бэкона, в первоначальной форме должны были бы находиться и в лягушке. Развитие само по себе не может создавать или развивать новых качеств. И хотя защитники эволюционной теории утверждают, что человек произошёл от первобытного животного или от какого-либо другого представителя первоначальной формы жизни, но тайна действительного происхождения человека этим даже не затрагивается. Ибо откуда, в таком случае, это первобытное животное получило способности и силу к достижению столь высокой степени развития и совершенства? А утверждение, что оно возникло миллионы лет назад, нисколько не объясняет его происхождение, и потому не является аргументом. Поэтому происхождение человека и его призвание относятся к вопросам божественного откровения.

Происхождение

Удовлетворяющий нас ответ на вопрос о возникновении человека мы можем только найти, если обратимся к Библии. «И сотворил Бог человека по образу своему... мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). От этой первой человеческой пары, Адама и Евы, произошел весь человеческий род, ибо о Еве нам сказано: «Она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20). Все мужи Божьи, писавшие Священное Писание, признают его сведения о происхождении человека единственно верными. Пророк Малахия, например, спрашивает: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (Мал. 2:10). Об этом говорит и апостол Павел: «От одной крови Он произвёл весь род человеческий» (Деян. 17:26).

Единообразие человеческих рас признавалось и выдающимися учёными, такими как Оуэн, Кабир, Макс Мюллер, Дарвин, Локк, Гумбольдт, Ч. Белл, Буклэнд, Бунзен, лорд Бронгхем, Д. Мак-Интош и др. Этот факт очень важен, ибо на единообразии рас в известной степени основан всеобъемлющий план спасения. С какой бы стороны мы ни рассматривали человека, нам открывается, что он сотворён -

По образу Божьему

Человек является особым Божьим творением, возвышенным над всеми другими творениями. Выражаясь языком Священного Писания, он создан «по образу Божьему». Выражение «образ Божий» включает в себя многое. Оно указывает на то, что человек, как никакое другое земное творение, наделён определёнными характерными качествами Бога. Ибо человек - это моральное существо. Действия человека в осознанном состоянии происходят не только под влиянием инстинкта, потребностей или личной заинтересованности, но и под влиянием понимания правильности действий. По своей способности различать добро и зло человек подобен Богу. Поэтому он имеет свободу воли и может поступать так, как сам хочет. Человек - это и разумное существо. И его разум может развиваться почти безгранично, и с его помощью человек способен с лёгкостью разрешать трудные задачи, возникающие в его ограниченном окружении. Кроме этого, человек - это духовное существо, которое естественным образом обращается к Богу, к «Отцу духов», как к своему Создателю и имеет возможность пребывать с Ним в сладостном общении.

Под моральным законом

Как моральное и духовное существо, созданное по образу Божьему, человек вначале находился в состоянии святости и непорочности. Священное Писание нам говорит, что он был подчинён моральному закону. И до сего дня люди везде глубоко убеждены о своей обязанности повиноваться этому моральному закону, и о своей ответственности непосредственно перед Богом. Это всюду отмечается и в Священном Писании. Однако человек через грехопадение потерял своё первоначальное состояние святости; поэтому в этом отношении и в этой мере он потерял и подобие Божье. Но спасение через Христа вновь возвращает ему эту святость; и поэтому образ Божий в нём восстанавливается. «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его»(Кол. 3:9-10). «...отложить прежний образ жизни ветхого человека... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22, 24).

Ф. Смит

Выпуски
Разделы