«Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен» Рим. 11:22
Когда мне предложили написать что-нибудь о воспитании детей, то первое, что я подумал: «Мне, вроде, нечего писать». Но, поразмыслив, я решил все же поделиться тем, чему научился, прожив уже большую часть своей жизни. Бог дал мне большую семью. Дети уже выросли, почти все живут самостоятельно и сами являются родителями.
Моя жизнь в вопросе воспитания детей была полна исканий, находок, а порой разочарований и движений из одной крайности в другую. И если сказать, что мне нечего написать, то это будет значить, что ничему не научился и нечего сказать молодым родителям. А жизнь - это школа, и плохо, если мы ничему не научимся. Хотя, воспитывая детей, мы и делаем ошибки, но все же чему-то учимся. Учимся не только на собственном опыте, но и на опыте других, поэтому полезно перенимать опыт и принимать советы. Иногда я думаю: «Если бы можно было начать жизнь сначала, многое бы теперь делал по-другому, многих ошибок избежал бы...» Но это невозможно, и мне приходится пожинать в своих детях то, что сеял.
Последствия наших ошибок, часто роковых, мы вынуждены принимать со всей их суровостью. Поэтому к воспитанию детей необходимо относиться серьезно.
Сегодня родителям гораздо легче воспитывать детей, чем сорок лет назад: есть духовная литература, есть в журналах статьи о семье, о воспитании детей, в церквах проводятся беседы, воскресные занятия с детьми. И все же нельзя не отметить, что сегодня и искушений много. Воспитывать детей и сегодня трудно.
У родителей всегда были и будут сложные ситуации, требующие решительности, знания, смирения и мудрости. Выработать рецепты на все случаи жизни невозможно, и у родителей, не только молодых, время от времени будет вставать мучительный вопрос: «Как быть?» Но освещать основные принципы воспитания необходимо и рассуждать о них - полезно и назидательно.
В основу своих рассуждений я взял место Писания, говорящее о двух качествах Бога - благости и строгости. Оба эти качества одинаково присущи Богу, только проявляет Он их в зависимости от состояния людей. К тем, кто покоряется Ему, Он благ, а к тем, кто не покоряется, к отпадшим - строг. Родители тоже должны обладать этими качествами и пользоваться ими в воспитании детей.
Благость
Благость - это доброта, говорящая о большой любви. Слово Божье много говорит о благости Божьей: «Благ и праведен Господь» (Пс. 24:8); «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс.33:9); «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Пс. 144:17); «Благ Господь ко всем...» (Пс. 144:9); «Не навек оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей» (Плач Иер. 3:31-32).
Христос сказал однажды богатому юноше, что благ один только Бог. И это так, в абсолютном смысле благ только Бог и только Он - источник благости. Но человек, подражая Богу, тоже может быть благим в той или иной степени. Апостол Павел писал церкви в Риме: «И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости...» (Рим. 15:14). Благость - это плод Духа (Гал. 5:22; Еф. 5:9).
Мы должны являть благость нашим детям, мы должны убедить их, что они любимы нами. Быть добрым к детям - как это много значит! Без большой любви не может быть полноценного воспитания. Здесь невозможна подделка, невозможно сделать вид, что любишь. Дети быстро поймут фальшь, они очень чувствительны к ней.
Один отец спросил свою малышку:
- Ты папу любишь?
- Да.
- А папа любит тебя?
- Да.
- А откуда ты это узнала?
- Не знаю.
- Так, может, он не любит тебя?
- Нет, любит!
Умиляет такой ответ. Девочка еще слишком мала, чтобы объяснить, а чувство у нее есть, и оно не обманывает ее.
Если мы достаточно сильно любим детей, то их веру в нашу любовь не разрушит даже наказание. Правда, здесь необходимо доходчиво объяснять детям, что наказывают их тоже из любви. После серьезного наказания я обычно сажал сына или дочь на колени и объяснял, что мне трудно это делать, мне не хочется наказывать, но я должен, потому что люблю их и хочу, чтобы они стали хорошими. Говорил, что буду виновен перед Богом, если не буду наказывать своих детей, потому что Библия учит о необходимости наказания за непослушание.
Любить - значит всегда иметь добрые намерения, делать детям приятное, не раздражаться и обязательно уделять им внимание. Я имею в виду общение с детьми не только во время чтения Библии и совместной молитвы, но и во время игр. Нас должна интересовать не сама игра, а возможность через нее больше сблизиться с детьми.
Говоря о благости, хочется еще привести стих из Притчей Соломона: «Как в воде лицо - к лицу, так сердце человека - к человеку» (Пр. 27:19). Лицо отражается в воде, как в зеркале: каково лицо - таково и отражение. Наша любовь должна вызывать у ребенка ответную любовь и пленять детское сердце. У любящих родителей гораздо больше преимуществ, нежели у тех, кто владеет только розгой. Дети охотнее слушаются тех, кого любят и уважают. Следовательно, любящим родителям гораздо реже приходится прибегать к наказанию, чем тем, кто отсутствие должной любви пытается восполнить строгими требованиями.
В наказании нужна особая мудрость. Однажды в моей семье произошел такой случай. Дети играли на улице, и вдруг гурьбой забежали в дом и стали наперебой рассказывать, вернее, жаловаться, что самая младшая (ей было годика четыре) сказала неправду.
Спрашиваю ее:
- Ты обманывала?
- Нет.
- А почему все говорят, что ты обманула?
Она опять:
- Нет.
Я попросил детей рассказать по порядку, как было дело. После объяснения спрашиваю:
- Значит, ты обманула?
- Нет.
- Тогда получается, что все говорят неправду и их надо наказать,- сказал я.
- Нет,- мотнула она головой.
Ну что с ней делать? Наказать, не добившись признания, не хотелось. Я посадил дочь на колени и стал объяснять, что Бог все видел, и Его невозможно обмануть, за грех нужно обязательно просить прощения. Долго я беседовал с ней, а она все «нет» да «нет». Увидев, что слова не помогают, я опустил голову. Было печально, что дочь так явно обманывает. Я был почти уверен, что она виновата, и все же допускал мысль, что дети наговаривают, не до конца разобравшись. Иначе, почему она так стоит на своем?
Что делать? Я мысленно воззвал к Богу, чтобы Он умудрил меня, как поступить.
- Ну, ладно, иди играй, а я буду плакать,- сказал я наконец.
Дочь резко подняла голову, посмотрела мне в глаза и как заплачет!
- Иди, иди, доченька, а я буду плакать,- повторил я со слезами.
- Нет! - ответила она, горько плача.
Я понял, почему она стала плакать, и спрашиваю:
- Ты говорила неправду?
- Да.
Конечно, я ее не наказал. Но после этого случая не замечал, чтобы она обманывала. Может, это и случалось, но таких ярких проявлений упорства больше не было. На всю жизнь я запомнил этот случай и понял, что любовь сильна сокрушать и ломать самое жестокое в нашем характере, сильна покорять сердце.
Строгость
Второе качество, на которое хочется обратить внимание,- это строгость. Наш Господь одновременно и благ, и строг. Эти качества в сочетании приобретают особую ценность. Но об этом позже, сначала поговорим о строгости.
Некоторые люди считают строгость отрицательным качеством, путая с суровостью или жестокостью. А это вовсе не одно и то же. Строгость - положительное качество, суровость и жестокость - отрицательные. Строгость включает в себя любовь, суровость и жестокость лишены ее.
Как-то я спросил своего пятилетнего внука:
- Папа наказывает тебя?
- Да,- ответил он.
- Это же плохо, правда? - решил я проверить его убеждения.
- Нет,- возразил он,- это хорошо. Папа наказывает, чтобы я стал хорошим и не делал плохое.
- Но это же очень больно! Значит, плохо,- не отступал я.
А он уверенно говорит:
- Нет, дедушка, папа не делает плохо, он меня любит!
Я очень обрадовался этой убежденности внука и похвалил его за то, что он тоже любит папу и доверяет ему, а также подтвердил, что наказание со стороны папы - это проявление любви.
Строгость выражается не только в наказании, она включает в себя требовательность, принципиальность, последовательность. Поручив что-то ребенку, проследите, чтобы он исполнил задание в точности.
Дети, как правило, не хотят сразу же слушаться, и, если мы не доводим дело до конца, то есть не остаемся хозяевами своего слова, они быстро усваивают это и потом всегда стараются уклониться от поручения. Это создает новые трудности. А если мы требуем исполнения, дети привыкают к этому и становятся дисциплинированными. Если же наши требования сегодня одни, а завтра - другие, сегодня мы за проступки наказываем, а завтра над этим же проступком, совершаемым в какой-нибудь забавной форме, смеемся, то такая непоследовательность не будет дисциплинировать.
В молодости я делал большое ударение на строгость, думая, что одной строгости достаточно, чтобы хорошо воспитать детей. Мне нравился один пример, как отец воспитывал свою дочь. Когда она пошла в школу и начала учиться писать, он сидел рядом с палочкой в руках. Как только дочь чуть не туда повела линию, он ударял ее палочкой. Отец так вымуштровал девочку, что она научилась писать очень красиво. «Как хорошо быть строгим!» - думал я.
Однажды, наказав дочь, я спросил ее:
- Как ты думаешь, папа любит тебя?
- Не знаю,- ответила она.
Я задумался: не слишком ли я строг, если дочь засомневалась в моей любви?
Этот случай, пожалуй, стал поворотным моментом в моей жизни. Я серьезно задумался о методах воспитания и стал глубже исследовать, что говорит по этому поводу Библия. «Не будь слишком строг...» - писал Екклесиаст (7:16). Его высказывание не исключает строгость, но предостерегает от излишней строгости.
Сочетание благости и строгости
Эти два качества, как я уже упоминал выше, прекрасны и ценны в сочетании. Благость дает право на строгость, а строгость родителей помогает детям ценить их благость. Детям, которые в полноте испытывают любовь родителей, легко верить, что наказание - это тоже любовь, то есть что родители наказывают их, потому что любят и желают добра.
Конечно, дети не могут все осмыслить, но они чувствуют и любовь, и заботу, и сильную руку, которая направляет их. Это вызывает чувство удовлетворенности и делает их счастливыми. Таких родителей дети любят по-особенному.
Сочетание благости и строгости ценно еще тем, что сохраняет нас от слепой любви и чрезмерной строгости, которая может перейти в суровость и даже в жестокость. Обе эти крайности отрицательны. Слепая любовь балует детей. Если такие дети и обратятся к Богу, то Ему придется много потрудиться над ними, пока они станут полезными для Царства Небесного и для людей.
Чрезмерная строгость, или строгость без достаточной любви, ожесточает детей. Строгость должна быть умеренной, разумной, не доходящей до крайностей. Именно здесь любовь и будет ограничителем, потому что любящий не может быть жестоким.
Я слышал историю об одном матросе, которого никто не мог приучить к дисциплине. Он бессовестно нарушал все уставы и законы. Уговоры и дисциплинарные взыскания не помогали. Однажды офицеры собрались, чтобы решить вопрос об его отчислении. После некоторых рассуждений один из них сказал:
- Я знаю еще одно средство, которого мы до сих пор не испробовали.
- Какое? - удивились присутствующие.
- Прощение.
- Можно попробовать,- согласился капитан.
Матроса, ожидавшего очередное наказание, простили.
С того времени он стал неузнаваемым человеком. То, чего не смог сделать закон, сделала милость.
Конечно, нельзя всегда миловать, ведь это значит исключить строгость. Да и милость больше ценится на фоне строгости.